Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ В Эпоху Среднего Царства В Египте С Основанием Двенадцатой Династии Аменемхат...
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится бог Фив - Амон. Самое первое упоминание о нем было обнаружено в пирамиде знаменитого фараона V династии Унаса, где Амон и его супруга присутствуют в списке первозданных богов, связанных с Нуном, - «отцов и матерей», находившихся в «глубинах» первородного океана в начале времен. Амон был местным фиванским богом, культ которого прошел через множество стадий развития. Считается, что имя его означает «сокрытый» - он скрывал свою «душу» и свое «имя», подобно гиганту, прятавшему свою душу в яйце. Сокар из Мемфиса также был «сокрытым богом», и он ассоциировался с царством мертвых. Амон тоже мог быть хтоническим богом потустороннего мира, поскольку был связан с Осирисом как лунный бог. Как Амон-Ра он зачастую заменял Осириса на суде мертвых.
Амон изображался в разных формах: 1) как обезьяна; 2) как отдыхающий лев с поднятой головой, похожий на примитивного хтонического бога Акера; 3) как человек с головой лягушки, составляющий пару с богиней Амаунет, своим женским двойником с головой змеи; 4) как человек с головой змеи, в то время как его супруга имела голову кошки; 5) как антропоморфный бог с царским скипетром в одной руке и символом вечной жизни (анхом) в другой; 6) как человек с головой овна; 7) при Двенадцатой династии Амону был воздвигнут маленький храм в северной части города, носивший название Апет в честь богини-матери с тем же именем, которая в конечном итоге слилась с Хатхор; считается, что название «Фивы» произошло от ее имени, после того как женский артикль «Т» был поставлен перед «Апе» - Там или Тапе произносилось как «Фебай» греками, у которых был город с таким именем. Библейское название города было Но-Аммон.
Амон, бог-баран, был самым знаменитым оракулом в Египте. Среди других оракулов были бык Апис; крокодил Себек; Уаджет, богиня-змея города Буто, и Бес, гротескный бог, который приобрел известность позже. Откровения оракулов приходили в вещих снах. Верующие, впадающие в состояние религиозного экстаза, также обретали дар пророчества.
Оракул Амона приобрел большую славу. С богом советовались воины, которым обещались победы и богатая добыча. Бог идентифицировал преступников, и с ним даже консультировались относительно дел в стране. В итоге жрецы Амона приобрели большое влияние благодаря своей репутации предсказателей будущих событий, которым известна воля бога. Бог выражал свое согласие с высказанным пожеланием, кивая головой, или же выбирал подходящего лидера среди людей, поднимая свою руку.
Как показывают различные животные образы, Амон соединялся с разными божествами. Голова барана принадлежала Мину, возможно, что голова лягушки была позаимствована у Хекет. Его культ также перенял отличительные особенности бога Монту, который изображался в образе быка. Однако Монту продолжал вести независимое существование благодаря своему слиянию с Гором. Он изображался в образе человека с бычьим хвостом и головой сокола, увенчанной солнечным диском между двойным плюмажем Амона. Он также принимал облик сфинкса с головой сокола. Как человек с головой быка он имел при себе лук со стрелами, дубинку и нож.
В образе Гора Монту стоял на носу солнечной ладьи в ходе ночного путешествия через Дуат и поражал демонов своим копьем. Он был принят жрецами Гелио-поля и стал «душой Ра» и «быком небес». В его честь был воздвигнут храм в окрестностях Карнака, и в более поздние времена он затмил Амона как Монту-Ра.
Амон был соединен с великим богом солнца в конце Одиннадцатой династии, и как Амон-Ра он поднялся до главенствующего положения общенационального бога, в то время как его культ стал самым могущественным и влиятельным в Египте.
Женской ипостасью (супругой) Амона стала фиванская богиня Мут, чье имя означает «Мать», и возможно, что она была идентична Апет. Она почиталась как «царица богов» и «владычица небес». Подобно Нут, Исиде, Нейт и другим она была Великой Матерью, давшей рождение всему, что существует. Она изображалась в виде коршуна, а также как львица. Коршуном была «мать» Нехбет, а львица, подобно кошке, символизировала материнство. Мут носила двойную корону Египта, указывающую на то, что она объединила в себе всех богинь-матерей страны. Ее имя связано с Исидой, Хатхор, змеей Буто и т.д. В «Книге мертвых» она ассоциируется с двумя карликами, каждый из которых имеет лицо сокола и лицо человека. Именно в честь Мут Аменхотеп III, отец Эхнатона, возвел величественный храм в Карнаке с большой аллеей сфинксов с бараньими головами. Озеро царицы Тейи, расположенное по соседству, ассоциировалось с поклонением этой Великой Матери.
Начало Нового царства — освобождение страны от гиксосского ига - шло из Фив, и последующие завоевания царей вышедшей оттуда XVIII династии выдвинули фиванского бога Амона на роль покровителя «мировой» державы фараонов и сделали его культ главной идеологической опорой власти царя, объявлявшегося «сыном» Амона.
Культ Амона репрезентирует всю культуру Нового царства — одного из наиболее ярких периодов египетской истории, когда могущественные и энергичные фараоны, шаг за шагом создавая мировое государство, использовали в то же время приток в страну огромных богатств для воздвижения бессмертного памятника богу, под эгидой которого были осуществлены обширные завоевания, превратившие Египет в великую империю. В этом отношении каждый из фараонов этой эпохи стремился превзойти своего предшественника, и грандиозные проекты созданных в ту эпоху храмов и в настоящее время вызывают заслуженное восхищение всего мира. Сооруженные усилиями многих поколений верных подданных фараонов, руководимых гениальными художниками-мастерами, они выступают красноречивым свидетельством глубокого религиозного чувства благодарности, каким были проникнуты эти фараоны в отношении к своему богу-покровителю.
В эпоху Нового царства Амон-Ра был не только покровителем царствующей династии, но был национальным богом, вокруг которого сосредоточились все надежды египетского народа, впервые преодолевшего тысячелетнюю замкнутость и вступившего на путь мировой истории, где решались судьбы целого ряда регионов, населяющих их народов и племен. Вокруг Амона-Ра сконцентрировалось религиозное сознание эпохи, воплощая в его образе национальные черты единого творца и вседержителя мира.
Монотеизм отождествленного с Амоном солнечного бога не был более исключительно богословской доктриной, доступной лишь немногим посвященным, а стал живой религией египетского народа, убежденного в несокрушимом могуществе бога, щедро дарившего его своей милостью и покровительством. Глядя на великолепные храмы, переполненные несметными богатствами, доставшимися от покоренных народов, радостно приветствуя появление бога в торжественных процессиях, которыми сопровождались его праздники, египетский народ конкретно ощущал присутствие мощного и доброго покровителя, ставшего символом прочного единения страны и достигнутого ею пышного расцвета. Не забывая своих прежних богов, культ которых, освященный тысячелетней традицией, продолжает играть существенную роль в повседневной жизни, египтяне все глубже проникались догматом о главенстве солнечного бога, получившем, благодаря слиянию Амона и Ра, новое подтверждение в реальной действительности.
Эпоха Восемнадцатой династии поражает не только быстрой сменой политических событий, но и не менее быстрым темпом духовного развития Египта. В течение первой половины этой династии сущность фи-ванской религии преобразилась до неузнаваемости: солнечный характер божества постепенно отступает в ней на задний план, и центром культа становится Амон, преимущественно как национальный бог, покровитель фараонов и источник военных успехов Египта. За короткое время этот культ не только завоевал господствующее положение в стране, но сумел приковать к себе религиозное сознание всех египтян, пробудив в них живую, искреннюю веру. Но вызванный к жизни исключительными политическими условиями момента, культ этот столь же быстро внутренне переживает себя и всего через несколько десятилетий оказывается уже в противоречии с резко изменившимся духовным обликом Египта. Постепенно в глубинах религиозного сознания складывается течение, принявшее характер религиозной катастрофы лишь благодаря вмешательству исключительной личности, фараона Аменхотепа IV или, как он называл себя позднее с установленным им культом Атона, - Эхнатона, «Угодного Атону».
Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственного и рационального, своего рода «мыслеобраз». Мифологи
Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи
Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были руководствоваться только внешними Египту источниками. В настоящее время они отошли на второй план, и только
Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсальный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пирамид»
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется
Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко
Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и связанные с этим культовые отправлени
Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинается, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова становится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных
Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль
Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в середине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность
Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи.
Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс
Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&
Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два
Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд ритуальны
Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данн
Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Раз
Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес
Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, естественно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр
Новости и инфо для студентов