Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.

Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов». Но уже в это время проявляются тенденции, приведшие постепенно к разрыву с Амоном-Ра, богом-покровителем Египта, Фив и царского дома. Это проявляется в искусстве: в изображениях ис­чезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ — Солнечный Диск, лучи ко­торого оканчиваются кистями человеческих рук с сим­волами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни.

На шестом году своего правления Аменхотеп IV переносит свою резиденцию в новую, только что пост­роенную им столицу Ахетатон (современная Эль-Амар-на), к северу от Фив, на восточном берегу Нила, где ничто не напоминало новому фараону ни бога Амона, ни его жречества. Здесь все было пронизано культом нового бога — Атона. Ему был воздвигнут грандиоз­ный храм.

Вокруг фараона появилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Атона. Фивы при­шли в запустение. В сокровищницу Амона перестали поступать какие-либо доходы, сами имена Амона и дру­гих божеств подвергались преследованию — их повсе­местно стирали в надписях. Имя Амона стиралось даже в картушах покойного Аменхотепа III. Царь, носив­ший теофорное имя Аменхотеп («Амон доволен»), сме­нил его на Эхнатон («угодный Атону»).

Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и всех прочих древних богов — новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии; образ его не воп­лощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний; к мифологии других богов он не имел ни малейшего отношения. Это был культ нату­ралистический — культ самого животворящего солн­ца, иначе говоря, культ великой силы природы, про­стой и ясный, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу. Как же представляли себе этого бога его поклонники, начиная с самого Эхнатона? Ответ на этот вопрос дает нам великолепный гимн богу Атону – «Славословие Атону Фараона Эхнатона и правительницы Нофер-нефру-Атон», сочиненный, по-видимому, самим Эхнатоном или по его указанию. Атон — животворящая сила космоса; он создатель всего мира, животных и людей. Создав людей, Атон наде­лил их различными языковыми и этническими при­знаками, разным цветом кожи. Он создал и Египет, и чужеземные страны - Сирию, Куш - и обеспечивает их существование. Иначе говоря, Атон — универсаль­ный бог, благой для всех и вся.