Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.

Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живаниях этого периода, поскольку они связаны с официальным культом, трудно найти ту живую не­посредственность, которая характеризует ее в первую половину Восемнадцатой династии, в период наиболь­шего напряжения политической жизни страны.

С внешней стороны фиванский культ достиг те­перь наивысшего расцвета. Верховный жрец Амона, которому принадлежит также главенство над осталь­ными египетскими храмами, становится очень влия­тельным лицом, нередко совмещая со своим духов­ным саном и должность великого визиря; к этому же времени относятся и первые попытки верховных жре­цов превратить свой сан в наследственный.

Эпоха Девятнадцатой и Двадцатой династий характеризуется усилением благочестия во всех социальных слоях Древнего Египта. Эти два столетия прославились царствованием трех великолепных фараонов — Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Новые повелители после жестокого кризиса в конце XVIII династии принесли стране религиозный мир, который заколебался лишь с приближением 1100 года. Войска этих фараонов одерживали блистательные победы. Они вмешивались гораздо активнее, чем прежде, в жизнь соседних народов. Многие египтяне жили тогда за границей. Они много сделали в самих Фивах, но после религиозной реформы Эхнатона пришлось начинать все сначала.

Уже со времени Среднего царства получает широкое распространение представление, по кото­рому залогом вечного блаженства служит оправдание умершего в загробном суде, который является отражением мифического суда над Осирисом. Теперь эти воззрения получают более конкретное значение и вводятся в общий круг идей, связанных с религией Амона; в сознание египтян все более внедряется мысль, что благополучие за гробом находится в зависимости от выполнения моральных требований религии. И поскольку Амон является для Египта вопло­щением нравственного идеала, постольку находящийся под его покровитель­ством фиванский некрополь становится священной обителью, которой присвое­но теперь характерное наименование Места Правды.

В эпоху Рамсеса II происходит синтез древних культов. Главным образом, это отобразилось в новых формах мистерий Мина и Амона, празднике Опет.

Религиозные мистерии Мина, Амона, праздник Опет.Раз в год сам хозяин святилища торжественно выходил из своего обиталища и посещал город и его окрестности. Выхода бога ожидал с нетерпением и волнением весь город. Такие процессии некоторых богов привлекали жителей всего нома. Торжественный выход Мина[2]. При Рамсесе III день его коронации совпал с праздником Мина, покровителя Коптоса, «владыки пустынь» и бога плодородия; его отмечали в первый месяц сезона «шему», когда начинался сбор урожая. Таким образом, фараон одновременно с богом становился героем торжества. Великолепный, сверкающий, как восходящее солнце, Рамсес III, выходит из своего дворца. На парадных носилках он следует от дворца до жилища своего отца Мина, чтобы узреть его совершенство. Эти носилки представляют собой широкое кресло под балдахином с карнизом и четырьмя длинными ручками. Впереди идет внушительная группа из царских сыновей и сановников, которые несут символы царской власти: скипетр, бич, посох и мотыгу. Когда кортеж доходит до жилища Мина, фараон сходит с носилок, становится лицом к святилищу и совершает обряд воскурения и возлияния. Затем он приносит жертвы своему отцу и получает от него дар жизни. Статую бога выносят из святилища и ставят на носилки, которые поддерживают двадцать два жреца. Видны только их головы и ноги, остальное закрывает вышитая розетками накидка, свисающая с носилок. Другие жрецы идут спереди, сзади и по бокам, размахивая букетами цветов, опахалами и потрясая зонтами. Остальные несут ларцы с каноническими атрибутами божества. Небольшая группа жрецов поднимает на носилках ящик с латуком. Теперь во главе процессии становится сам фараон. Он сменил синий шлем, в котором вышел из дворца, на корону Нижнего Египта, в руках у него посох и булава. В процессии есть еще один участник — белый бык; между рогами у него солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями. Этот бык — воплощение бога; его называют «телец своей матери». Жрец с обритой головой и обнаженным торсом окуривает благовониями фараона, быка и статую бога. Процессия совершает не одну остановку, прежде чем достигает специального алтаря, своей конечной цели. Процессия доходит до алтаря, места отдохновения бога. Мина ставят на алтарь. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стоят перед ним, пока фараон приносит богатые дары. Представления египтян о смысле этой части обряда — водружения статуи Мина на алтарь — объясняются словами гимна: «Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!». Восшествие на трон набожного и любимого богами фараона обеспечивало всему Египту процветание и всяческие блага. Для восславления плодородия страны фараон берет серп из позолоченной меди и пучок «бедет» вместе с корнями и землей — символ безбрежных полей Египта, простиравшихся от моря до порогов и срезает колосья так же высоко, как жнецы Фиваиды, а в это время жрец поет новый гимн в честь «Мина на возделанном поле».

Праздник Амона — Опет — в отличие от праздника Мина был поистине всенародным. Он происходил в течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода. Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут, совр. Карнак). Сам праздник начинался со священного плавания на ладьях в течении двадцати четырех дней. Цель этого священного плавания — «Ипут». Амон из Карнака на несколько дней становился гостем Луксора. Настоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу - целые плавучие храмы длиной от ста двадцати до ста тридцати локтей были построены из настоящей пихты. Корпус украшался наподобие храмовых стен рельефами, на которых фараон совершал ритуальные обряды в честь Амона. На палубе посередине ладьи возвышалась большая кабина, целый дом под балдахином, где хранились переносные ладьи, статуи и священные принадлежности для церемоний в храме. Перед этой кабиной, как перед настоящим храмом, стояли два обелиска и четыре мачты с лентами. Всюду на палубе видны статуи и сфинксы. Две гигантские головы барана украшали нос и корму. Ладьи Мут и Хонсу, а также царская ладья выглядели примерно так же и были чуть меньше ладьи Амона. Сначала исполнялся гимн в честь Амона. Затем все брались за канаты и по команде начинали тащить священные ладьи под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. С обоих берегов Нила за этим грандиозным спектаклем наблюдают жители всей округи и по-своему принимают участие в празднике.

Теперь фараон мог быть уверен, что боги даруют ему всевозможные блага и милости — долголетие Ра, должность Атума, годы вечности на троне Хора в радости и мужестве, победу над всеми странами, силу отца его Амона ежедневно, царство обеих земель, молодость плоти, незыблемые памятники, вечные как небо.

Таким образом, эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства представляют собой возрождение и дальнейшее развитие философии и религии Древнего и Среднего царств. Синтез происходит в связи с сохранением и углублением различных религиозных верований, связанных с божествами Амоном и Ра, а также с другими божествами древнеегипетского пантеона.