ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

 

Концепция идей.Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд- цевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущем- ся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как вы- ясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обо- значается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о бла- гом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея — это то самое единое, которое составляет суть много- образия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это мно- гое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевны- ми явлениями. Универсальность идей показывает, что они пред- ставляют собой мощнейшее философское средство!

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придет- ся поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрас- на по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное ка к таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, по- этому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, под- вергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.

Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое вни- мание на те вещи и явления, которые признаются прекрасны- ми. Установите, что менее и что более прекрасно. По определе-

 


нию ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуа- цию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.

 

 

Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрас- ное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, ка к часто вы- ражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрас- ное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, на- чиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направле- нии (против стрелочек).

Где расположены идеи?По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

Идеи находятс я в физических вещах.

Иде и — это творение ума человека, следовательно, они на- ходятся в уме человека.

Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме че- ловека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Ги перуранцей (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третьей точки зрения, она пред- ставляется нам парадоксальной. Современные исследователи из- бегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вто- рых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие об- щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но суще- ствуют. В этой связи вместо слова «идея» используются терми- ны «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и иде- ал изациях является современным пониманием природы идей.