ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

 

 

учениео форме и четырех причинах.Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный потенциал, Аристотель развил собственное философское уче- ние.

Выше мы видели, что Платон встретился с большими труд-

ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил- ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для расте- ния — растительная душа. Что важнее — материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари- стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин- дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав- ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная — сущ- ность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе- вая — во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осу- ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле- жит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдель- ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло- гии.В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Герак- лита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно перера- ботал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари-

стотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

 


 

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде- лять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возмож- ности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях тре- буют уразумения механизмы происходящих изменений и при- чины, обусловившие эти изменения. Надо определить источник движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспе- чили движение.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при- чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель — по-гре- чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеоло- гией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла- венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над- лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин- станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при- оритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его дея- ний и общества.

Последняя реальностьбог.Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно- го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи- вых предметов — растительная форма — животная форма — фор- ма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы — возра- стает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая фор- ма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ- ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перво- двигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно- гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, фи- нальная причина.

Бог Аристотеля — это перводвигатель. Это еще и ум. Поче- му ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в ду- ше человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не- подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе- ния , ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры- вать другую и так далее, без конца. Бог — конечная причина дви-

 


 


Последней целью и последним благом являетс я счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели че- ловека с внешней ситуацией.

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудо- стью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродете- ли: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реаль- ность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетани- ем всех добродетелей является справедливость.

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда высту- пают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ни- чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеслави- ем и малодушием, мужество — середина между безрассудной от- вагой и трусостью, щедрость — середина между расточительно- стью и скупостью и т.д.

Политология Аристотеля. Всвоих политических воззрени- ях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государ- ственного устройства Аристотель делит на правильные (дости- гается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).

 

 

 

Аристотель критически относился к демократии, ибо счи- тал, что ее принципами являются неоправданная свобода и ни- щета, в том числе духовная. Современному слову «демократия» больше соответствует античный термин «полития».

Аристотель — учитель Александра Македонского.Аристо- тель в течение пяти—шести лет был воспитателем Александра Македонского. Нам не слишком многое известно о их взаимоот- ношениях. Но имеющиеся свидетельства показывают, что отно- шения двух великих строились на искреннем чувстве привязан- ности и дружбы. Из своих походов Александр привозил Аристо-


телю в подарок диковинные растения и животных, письменные свидетельства, которые служили Аристотелю в его научной работе. Аристотель никогда не лебезил перед Александром и имел мужество говорить ему правду, не всегда приятную.

Для своего старшего сына Никомаха Аристотель написал спе- циальную книгу «Никомахова этика», которой суждено было стать в веках книгой для многих миллионов.

 

 

1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ