Тицизм: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ от догм

ИВЯДЬТЕБЕЗМЯТЕЖНЫМИ

 

Основателями скептицизм а являлис ь Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе ка к бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа- ние (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философ- ских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, ил- люзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать ис- тинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не- состоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик со- гласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде, жажде , боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный ха- рактер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скеп- тик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается од- но: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молча- ние.

 

 

НЕОПЛАТОНИЗМ

 

Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо- фию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплато- низм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Пла- тоном)), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее из- вестных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии — городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся вос- точного происхождения мистикой.

 


Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Еди- ное—Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрас- ного как раз и является Единое-Благо.

«Все идущее от Блага,— с пафо- сом замечает Плотин,— прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царст- венно содержит в себе весь умопо- стигаемый мир, являющийся обла- стью умного Духа».

Итак, есть иерархия: Еди- ное-Благо — Мировой Ум — Миро- вая Душа — Материя. Будучи пере- полненным самим собой, Еди- ное—Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Мате-

рию. Этот процесс мнимого изливания Единого—Блага не явля- ется чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущ- ность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удаст- ся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому—Благу (Пло- тин иногда называл его богом). Это возможно посредством та- инственного переживания и слияния с Единым—Благом. На гре- ческом языке таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм является последним всплеском античной фи- лософии. Плотин звал к Единому—Благу, к объединению бла- годаря мистическому единству. Античная философия заканчи- валась на высокой ноте Единого—Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот воз- глас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.