О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ

 

Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув- ственное переживание человека, связывающее его с тем, что

 


для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего имеются в виду Бог и Вселенная). Похоже, что без мистики не обходится ни одна из религий. Но при этом существует доволь- но значительная разница между западной и восточной мистикой.

В западной мистике, а сюда относят обычно христианство, а по- рой также иудаизм и даже ислам, мистик утверждает, что он встре- тился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских рели- гий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или мире: Я есть Бог и Бог есть Я. Западный мистик оставляет меж- ду собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его восточный оппонент.

Более подробный анализ природы мистического не входит в на- шу задачу. Отметим лишь, что в ведущих современных философ- ских направлениях к мистическому относятся без особого энту- зиазма. Современные философы чаще всего относят мистическое к компетенции религии. • ,

 

 

СЭДЬБА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ,

 

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вме- сте с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рас- смотренных нами философских школ, платонизма, аристотелиз- ма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но дав- ление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться «в лоно нашей свя- той церкви». На продолжительное время античной философии бы- ло суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТ Ы АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии про-


водится обстоятельное расчленение мира, например на мир при- роды и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет при- роду доброй, для него добрым может быть лишь человек. Антич- ный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты все- гда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной фи- лософии.

3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристоте- ля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает зако- нов науки.

4. Этика античности — это по преимуществу этика доброде- телей, а не этика долга или ценностей.

5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое зна- чение и поныне.

 

 

О С Н О В Н Ы Е В Ы В О Д Ы

 

• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его ве- щественной основе. Им не удалось объяснить социальные и ду- ховные явления.

• Школа Сократа Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и че- ловека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты по- исками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

 

О С Н О В Н Ы Е Т Е Р М И Н Ы

 

Античнаянатурфилософия

 

МНОГОЕ ЕДИНОЕ


1. МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ . АТОМ

 

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля

 


ИДЕЯ

• ДЕМИУРГ

ДОБРОДЕТЕЛЬ


ФОРМА ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ


 

Философия эллинизма

 


' КИНИЗМ СТОИЦИЗМ АВТАРКИЯ


ЭПИКУРЕИЗМ СКЕПТИЦИЗМ АПАТИЯ