ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА

(XVII-XYIII ВВ.)

 

 

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ

НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его филосо- фию.


Философское знание должно удовлетворять требованиям ис- тинности, его следует обосновывать, причем настолько убедитель- но, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скепти- ка. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, следователь- но, существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени мыслящий субъ- ект, человек разумный (Homo sapiens).

Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину

(процессуальность) и конец. Все должно быть предельно ясным.

Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начи- наются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благода- ря интуиции. Слово «интуиция» произошло от латинского гла- гола «всматриваться». По Декарту, ясные идеи человек обнару- живает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изначаль- но присущи сознанию.

Середина: исходя из ясных, простых идей следует по зако- нам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означа- ет выведение частного знания из общего. Частное знание уже со- держится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленя- ет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обма- нуть. Если все А (т.е. аъ а2, ..., ап) есть В, то каждое а есть В. Наш пример: все студенты хороши собой, следовательно, и студент С хо- рош собой. По правилам дедукции строятся многие доказатель-

ства в математике, в которой Декарт был очень силен.

Конец: полученное в результате дедукции знание надо срав- нивать с чувственным опытом, с результатами эксперимента.

Итак, для истины необходим метод, т.е. определенный способ познания. При встрече с затруднениями надо разделить его «на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления»; сложное объясняйте простым; «предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи».

Пользуясь своим методом, Декарт заложил основы аналити- ческой геометрии, ввел понятие переменной величины и функ- ции, обнаружил закон сохранения импульса, ввел представление о рефлексе (Декарт собственноручно оперировал животных), объяснил движение и образование небесных тел вихревым дви- жением материальных частиц. А некоторые говорят, что фило- софия бесплодна!


СПОР ОБ ИДЕЯХ. ДЖОН ЛОКК;

 

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придержи- вался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим иде- ям . Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек — это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются про- стые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: дан- ный предмет такого-то цвета, такой-то длины . Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений;

3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате про- стого сложения первоначальных идей, непосредственно вызыва- емых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея материнства, по- лучаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие «человек». Что- бы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдель- ных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и озна- чает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и со- ставят понятие «человек». В определении понятия «человек» ука- зываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание мож- но за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум челове- ка есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития филосо- фии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуа- листы (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то раци- оналисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приорите- ты мышления.

 

 

ГАЛИЛЕЙ И НЬЮТОН- ГЕНИИ МЕХАНИКИ

 

Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рас- судок и его творение, наука. В Новое время наука начинает


развиваться столь стр е лштельно, ее успехи столь велики, что да- лее ставится под сомнени е наличие науки в античности и сред- невековье. В связи с обсуждением философских проблем теории познания для нас важн:ейшее значение приобретает философское содержание созданно й Галилеем и Ньютоном теоретической механики. Они выявил и одно удивительное обстоятельство.

Читатель, надо полагать , со школьной скамьи знает три зна- менитых закона Ньютона. Для наших целей особенно важное зна- чение имеет соотношени е между двумя первыми, основополага- ющими законами. Второ й закон Ньютона записывается очень про- сто F= та, где F— векто р силы, т — масса, а — ускорение. Но вто- рой закон Ньютона выполняется не всегда, а только в тех сис- темах отсчета, где тело. , на которое силы либо вообще не дейст- вуют, либо уравновешивазот друг друга, остается в покое или движется равномерно прямолинейно . Первый закон Ньютона определяет условия, при которых справедлив второй, равно как и третий, за- кон Ньютона. Тут и выясняетс я то удивительное обстоятельст- во, встречу с которым мы обещали выше.

Оказывается, что, строго говоря, первый закон Ньютона нельзя установить на эксперименте. Вопреки определению пер- вого закона Ньютона си-лы, действующие на тело, никогда не урав- новешиваются абсолютн о точно; невозможно экспериментально и освободиться от сил. Вс е это значит, что Галилей, первооткры- ватель первого закона Н'ъютона, пришел к нему в результате мыс- ленного обобщения всег о доступного ему эмпирического и тео- ретического материала-

Надо отметить, что эксперименты помогли Галилею сделать от- крытие. Он рассматривает мысленные опыты по скатыванию по на- клонным плоскостям тяжелы х металлических шаров. Чем мень- ше становился бы угол наклона плоскости, тем меньше была бы величина ускорения шаров . Галилей рассудил, что шар на гори-

| зонтальной поверхности будет находиться в покое или в состоя- нии равномерного прямолинейного движения бесконечно долго.

' Итак, то, что сделал: Галилей, называется идеализацией, она f позволила превратить представление о механических явлениях

в теорию, объяснить их огромное множество.

Укажем еще на строени е механики Ньютона:

! • законы, формируемы е математически;

i • дедукция, подведени е под закон условий конкретных ме- j ханических задач;

• сопоставление теори и с результатами экспериментов.