ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Новый стиль философствования, где бы его не применяли — в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но- вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по- знания. Показательна в этом смысле выработка нововременно- го юридического мировоззрения. В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в признании всех лю- дей в юридическом отношении равноправными: «Перед законом все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс и Джон Локк.

На первый взгляд, идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственны- ми и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурд- ной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рож-

 


дению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит- ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди рав- ны по своим возможностям, но и это не подтверждается прак- тикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии бы- ло принято и имело в деле становления демократического и спра- ведливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого положения? Каким образом оно было достигнуто?

Положение о равенстве людей является идеализацией, кото- рую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чув- ственных представлений. Первоначально она возникла в качест- ве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэто- му гипотеза стала восприниматься как закон общественной жиз- ни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и являет- ся. Выходит, что юридическое равноправие выражает важней- шую сторону общественной жизни людей, демократического общества, забвение этого закона разрушает саму целостность общества.

Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль фи- лософского мышления. Если физики Нового времени постули- ровали посредством физических законов одинаковость механи- ческих явлений при различных значениях физических пере- менных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей од- ним и тем же юридическим законам при естественном несход- стве разных индивидов.

Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратим- ся в этой связи к философии Иммануила Канта, бесспорно вы- дающегося философа.

 

 

НОВАЦИИ И. КАНТА

 

В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус- ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям Души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столб- ца добавлены нами. — В.К.).

В первом столбце приведены три способности души, не суще- ствует у души других способностей. Совокупная познавательная

 


 

Способности души в сово- купности Познава- тельные способно- сти Априор- ные прин- ципы Примене- ние их к Получае- мые суж- дения Основ- ные цен- ности
Познава- тельная способность Рассудок Законо- мерность Природе Теорети- ческие Истина
Чувства удовольст- вия и неудо- вольствия Способ- ность суждения Целесо- образ- ность Искусству Эстети- ческие Красота
Способность желания Разум Конечная цель Свободе Практи- ческие, или нрав- ственные Добро

 

 

способность состоит из трех познавательных способностей, кото- рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо- вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж- дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со- провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка- ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это выс- ша я познавательная способность души.

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла- годаря которым человек является тем, чем он является, социаль- ным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при- ходит к ним.

Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин- ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).

Второй принцип — целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов- летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес- ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).

 


 

Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то от- сутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот — добро (смотрите всю третью строку).