ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА

 

 

Гегель писал : «Я взя л на себя тру д способствовать возвыше - нию философи и до уровн я науки» . С это й цель ю Гегель строи т систему идей , стараетс я вывест и и з одно й иде и следующу ю (смотрите списо к идей на рисунке) . Все это означает , что фило- софия оказываетс я науко й идей , само й универсально й логикой , логико й движения идей, диалектическо й логикой .

Со словом диалектика мы уж е знакомы , в антично й фило - софии под диалектико й понималос ь искусств о спора , обнаруже- ни я заблуждени й и их последовательног о преодоления . Сократ и Платон считали , чт о заблуждени я мысл и достойн ы порица - ния , критики , и х надо избегат ь н е менее , че м болезней . Арис- тотель формулируе т даж е зако н о недопустимост и противоре- чий . Гегель придерживаетс я другог о мнения . По большом у сче- ту, полагае т Гегель, противоречи я неискореним ы и присущ и каждо й идее . Н е всяко е противоречи е есть заблуждение . Проти - воречие ест ь сущность , корен ь движени я идей , то, чт о вынуж - дает человек а восходит ь от одно й иде и к другой , все более и бо- лее содержательной , богатой, не абстрактной , а конкретной .

Кт о прав , Аристотель и миллион ы его почитателе й из чис- л а формальны х логико в и математико в (логически е противоре- чи я — это заблуждения ) ил и Гегель и сторонник и диалектиче - ской логик и (логик а есть переход от одни х противоречи й к дру- гим)? Н а на ш взгляд , более пра в Аристотель, правильна я ло- гик а должн а избегат ь противоречий . Правот у Гегеля м ы види м в другом: в жизн и человека череда проблем не заканчивается окон- чательны м решением . '"•••• •

 

ГЕГЕЛЬ: «ВПЕРЕД »

 

«Ясчитаю,— писал Гегель,— что мировой дух скомандовал времени "вперед". Этой команде противятся, но целое движет- ся, неодолимо и неприметно для глаз, как бронированная и со- мкнутая фаланга, как движется солнце, все преодолевая и сме- тая на своем пути». Мировой дух (выражение звучит довольно

 


мистически) — это совокупность идей, их движение. Философия Гегеля выступает как яркое выражение процессуальное™, исто- ричности рассматриваемых явлений. В этом состоит одно из до- стоинств философии Гегеля.

В античности мировые процессы считали цикличными. Как учил, например, Гераклит, мировой огонь то вспыхивает, то уга- сает, периодически охватывая весь мир. В средние века ждали второго пришествия Христа, на Руси это ожидание было особен- но томительным в 1491 году, когда по церковным, не оправдав- шимся расчетам должен был появиться Бог-сын; полагали, что второе пришествие Христа установит вечное состояние, история человека будет остановлена.

В Новое время по целому ряду причин и прежде всего в си- лу и на фоне нарастающего индустриального развития все более детально разрабатывается идея прогресса. Гегелевская диалек- тика, его упомянутое «вперед» как раз и выражают идею про- гресса.

Благодаря Гегелю разум стал, как любят выражаться фило- софы, историчным, развивающимся. Идея развития становит- ся одной из центральных.

 

 

КАРЛ МАРКС: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на го- лове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в го- лову и считать, что человек приобретает их в процессе своей об- щественной практической жизни, это просто-напросто мысли, по- средством которых мы преобразуем мир. Решающее человечес- кое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в ре- волюциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная про- блема — это проблема общества, общественного. Тем самым Маркс выдвигает целый блок новых проблем.

Выше отмечалось, что центр философии Нового времени — субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум (ми- ровой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высо-


кой оценке разумного начала. Все трое — рационалисты. Фило- софия Нового времени по преимуществу рационалистична.

Общественный трудсолнце человека.Итак, что такое об- щество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протя- жении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На все эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, ве- личина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает осо- бую масштабность. Все, что происходит в человеческом общест- ве, вращается вокруг общественного труда. Поэтому Маркс на- зывает общественный труд солнцем человека.

Маркс за справедливость — каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд- но, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касает- ся социалистической революции, то будучи результатом загово- ра, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объек- тивные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственно- сти, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения кото- рой пока не достигнуто.

В новейших экономических теориях отказываются от поня- тия общественного труда. Вместо общественного труда рассмат- ривается ценностное измерение порций индивидуального труда по степени их полезности.

Практика — критерии истины.Согласно Марксу, вопрос об истинности познания — это вопрос практики. На практике че- ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рас- смотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фун- даментального к менее фундаментальному. Практика вынужда-

 


ет отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Про- тив этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

Итак, основные достижения философии Маркса мы видим:

1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разра- ботке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, неомарксисты.Професси- ональные философы, а они, как правило, не разделяют расхожих мнений, относятся к Марксу с большим уважением. Маркс на- писал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском та- ланте, но во многих отношениях был очень интересным челове- ком, смелым, скромным (прекрасный бизнесмен, полиглот, го- ворил и писал на 20 языках).

Ленин поставил философию на службу своим политическим устремлениям, не был профессиональным философом, считал не- возможным делом создание принципиально новой философии, пре- одолевающей марксистские горизонты. Пропагандировал воин- ствующее отношение к инакомыслящим. В 1922 году выслал за границу целую плеяду отечественных философов, среди которых были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лосский.

Сталин в философском отношении уступал Ленину, придер- живался упрощенных воззрений. Грубая политическая пози- ция Сталина стала причиной того, что многие талантливые философы закончили свою жизнь в лагерях. В годы правления Сталина от имени марксистско-ленинской философии громили специальную теорию относительности, генетику, языкознание, кибернетику. Ясно, что подлинная философия здесь ни при чем.

После XX съезда КПСС (1956) советские философы получи- ли возможность более продуктивно заниматься своим професси- ональным делом. Идеологические органы ЦК КПСС продолжа- ли осуществлять философскую цензуру, но не столь предвзято, как прежде. Абсолютное большинство философов, воспитанных в основном на трудах классиков марксизма-ленинизма, стреми- лись к дальнейшему развитию их наследия, имеющихся в нем потенций. Границы марксизма и ленинизма развивались и во- обще преодолевались.

В 90-е годы, в результате известных событий, преобразивших нашу страну, возникли условия, способствующие усвоению всего

 


спектра мировой философской мысли. В этом отношении делает- ся очень многое, но о результатах этой работы судить пока рано.

В более свободной, чем в России, атмосфере развивался за- падноевропейский марксизм. Под знамена марксизма встали выдающиеся мыслители: Д. Лукач, Ж.-П. Сартр, А. Грамши, Г. Маркузе, Л. Альтюссер, Ю. Хабермас и др. Многие затем от- казались от марксизма. В итоге, однако, появлялись новые идеи. В наши дни неомарксизм сохраняет свою актуальность.