ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы

 

• Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.

• Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо

«коллективного» человека (Маркс). Это означает, что философия

Нового времени антропоцентрична.

• В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира откры- вает познание.

• Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. иде- алом познания признается четкое, строго рациональное мышле- ние (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к яс- ным идеям сознания, Канта к познавательным способностям ду- ши, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).

• Для философии Нового времени очень характерен преобла- дающий интерес к методам, способам познания (сравните ме- тоды Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).

• Наукоцентризм приводит к желанию подчинить обществен- ную жизнь законам — правовым (Локк), моральным (Кант), эко- номическим и политическим (Маркс).

• Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс на- чинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.

• Философия Нового времени знаменует собой третий, заклю- чительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в фи- лософии Ницше.

• Философия XX века — это неклассическая философия.