ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ

 

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность на- уки — истина, главная ценность искусства — красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли.


 

Для него важно узнать, является ли Земл я шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до того, красива ли Земля в каче- стве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, так- же захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, пре- красное и возвышенное.

Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Философия намного меньше, чем на- ука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чув- ственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать се- бя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетиче- ской стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусст- во по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а худо- жественно значимого.

 

 

ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛ И МОРАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

 

Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак- тической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?

Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело- век преследует некоторые цели. Какие ? Самые различные, но главный практический ориентир — это ценность добра. Ес- ли в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво- ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (Заметим в скобках, что беда преступников определяет- ся не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским по- ниманием добра.)

Человек в отличие от животного прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как Раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос

 


 

«Что я могу и что я должен делать?», человек занимается раз- решением типичной философской проблемы.

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы филосо- фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию- минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственно- сти. Философы сознательно выступают против засилья легкомыс- лия , отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае- мых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного.

Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже- ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в морально- сти. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая филосо- фия . Человек — существо моральное, он призван жит ь по за- конам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако- нам джунглей.

На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит- ся принимать ответственные решения, он вынужден становить- ся философом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи- тателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для это- го следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения.

К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт- ру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хо- телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес- покоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего стар- шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— остаться с мате- рью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никака я наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы- бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от- ветственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,— полноценное философство- вание. Другого пути нет.

Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак- тической деятельности человека, а наоборот, придает ей эти- ческую, благородную осмысленность.