ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

 

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово- лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ- екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объ- екта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю- чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас- сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль- ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ- ект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина- ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб- ки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздер- жание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явле- ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес- ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на- правлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло- гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос- мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто- му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты-

 


вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во- обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй- дос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой- ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает- ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка- кого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе- реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не- что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно- весные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы- тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива- ний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда- ется совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука- зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме- та — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,

«лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че- ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца- ниях .

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает со- хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока- зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди- алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыс- лов мки.