ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»
По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Эта же легенда по-
вторяется в древнеримской мифологии, где Юпитер — то же, что
Зевс, а Меркурий — то же, что Гермес.
Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъ- яснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бо- га, апостолов). Христианские проповеди, а методика их прове- дения была разработана весьма детально еще в средние века, есть уяснение смысла божественного слова, но не столько рацио- нальными, сколько иррациональными средствами.
Исходя их изложенного герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интер- претация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоя- тельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внима- ние. Тем не менее содержание герменевтики много шире приве- денного определения. В связи с последним утверждением обра- тимся к истории становления герменевтики как философского направления.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Современная герменевтика — это прежде всего реакция на фи- лософию Нового времени с ее культом рациональности и чело- века-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появивших- ся новациях человек стал пониматься не столько как рациональ- ное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чув- ствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин Кьеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях.
В то же время новейшая философия не хотела что-либо про- тивопоставлять человеку — ни природу, ни Бога. Отсюда про- исходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что чело- веку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так счи- тали наш Н.А. Бердяев и француз Ж.-П. Сартр. Главная книга Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свободен, а пото- му он сам ответственен за свои действия.
Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто — человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие челове- ка в мире», сокращенно «бытие-в-мире», где два дефиса призва- ны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единст-
ва мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом
Ясперсом и Мартином Хайдеггером.
Ясперс, бывший врач-психиатр, рассматривает существова- ние человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, со- мнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс — экзистен- циалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям че- ловеком своего существования в мире.
Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического пони- мания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциа- листом, который преувеличивает значение переживаний. Он на- зывает себя фундаментальным онтологом. Онтология — это учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начина- ется с учения не о познании (как считали гении Нового време- ни, например Кант), а о бытии человека в мире. А домом это- го бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современной герменевтики. Таковым часто считают Ганса Гадамера, ученика Хайдеггера, но благодарный и благо- родный ученик не устает ссылаться на своего учителя.
Крупнейшие представители герменевтики в Германии — Хайдеггер и Гадамер, во Франции — П. Рикер, в Италии — Э. Бет- ти, в России — С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Булгаков подчеркивал, что в слове «звучит мир». Флоренский счи- тал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев — автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.
Итак, мы получили материал для уточнения определения гер- меневтики. Герменевтика — это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и пережи- ваний.