КАК МЫ ПОНИМАЕМ?

 

Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный дл я нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес- ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания .

 

 


Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во- прос вопросов.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи- зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ- яснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на- просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль- ным вопросам они расходятся.

Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре- мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита- ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой в сознании.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин- терес к нему (на латинском «среди сущего» — интер-ессе, ина- че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна- ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру- гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понима- ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить- ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс- нят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст- ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина- че он просто придет в негодность.

Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4 , уче- ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен- ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс- нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.

Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас- крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства действенно про-из-ведена истина су- щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов

 


сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдег- геру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим

«истинный друг», «истинная любовь» и т.п.