ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це- лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч- ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брах- ман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брах- ман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они сов- падают, всякой двойственности приходит конец. Многие инду- сы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бо- га человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен од- ним и тем же духом, одним и тем же Богом.

Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку сле- дует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освобо- диться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается путем сведе- ния всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении аб- солютного бытия, чем абстрактное мышление,— это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряже- ние со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органич- но связана сосредоточенность индусов, которая также признает- ся одним из необходимых достоинств человека. Индусы счита- ют, что именно искусство мистики, духовных переживаний

 


и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удоволь- ствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами спе- циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догма- тизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равно- душии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская фило- софия достойно выполняет свое назначение — направляет дея- тельность своих почитателей.

Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.