Главный интерес китайской философии — это отношения меж- ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те- ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской фи- лософии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской — более 2,5 тысяч лет.
Китайские философы, равно как и их коллеги из других ре- гионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой свя- зи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в од- ном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — без-
личная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения ве- Щей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны Религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и ин- Дийской философией они приглушены.
Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам при- Роды. Человек должен избавиться от личных стремлений, почув- ствовать дао.
Соблюдать дао — это означает, поКонфуцию, быть не низ- менным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешен- ное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, нена- вязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отноше- ний в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — млад- ший брат) и на службе (старший — младший; начальник — под- чиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравно- вешенность; сяо — покорность воле родителей.
Конфуций видел осуществление своей программы в умело ор- ганизованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Со крата на Западе.
Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские си стемы, устоявшиеся философские традиции в той или иной фор- ме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XIIвеках достигает расцвета неоконфуцианство. А в на- ши дни среди китайских философов много сторонников так на- зываемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают.
„,. , ( ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
I- ' - ' /
• Современная философия состоит из направлений, которые
вацимнодополняют друг друга.
, • Феноменология рассматривает специфику «работы» созна- ния человека.
• Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в ми-
ре.
• Философы-аналитики интерпретируют мир на основе ана-
лиза языка.
• Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тек- сты в том числе.
• Диалектический и исторический материализм считает ба- зисными реалиями в универсальном смысле материю, а приме-
ню
нительно к обществу совокупность производительных сил и про- изводственных отношений.
• Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и кра- соты.
• Главная формула индийской философии: Атман есть Брах- ман.
• Основной интерес китайской философии — этическое регу- лирование отношений между людьми в обществе.