СКОЛЬКО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПРОШЛА ФИЛОСОФИЯ ЗА 2,5 ТЫСЯЧИ ЛЕТ

 

На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах раз- вития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые этапы развития философии. Таких этапов всего четыре, а именно:

античная философия — VI в. до н.э.—III н.э.; средневековая философия — IV-XIV вв.; нововременная философия — XV—XIX вв.; новейшая (современная) философия — XX в.

В каждую из четырех выделенных нами эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее. Итак, первой нас встречает античная философия.

 

 

ПЕРВАЯ ГОЛОВОЛОМКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ

 

Вся история развития философии складывается из поиска от- ветов на актуальные, значимые и довольно сложные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный ха- рактер, это всегда творческий поиск.

Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древ- негреческие философы, была проблема многого и единого. В ми- ре людей существует огромное разнообразие явлений, с чем толь- ко не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданнос- тей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Не- ужели человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Ка к хо- рошо было бы, если бы человек мог совладать с самыми раз- личными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так и выражались, увидеть) как одно. Одно, объединя-

ло


 

ющее в себе многое, назы- вали единым. Изобразим это графически.

Но как увидеть единое?

Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слышится ушами. Как же обстоит де- ло с единым? Его тоже можно увидеть глазами? Трудный вопрос, на кото-

рый нельзя ответить с помощью лихой кавалерийской атаки. Ни- чего не остается как приступить к тщательной осаде проблемы многого и единого.