Ч В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО НЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

 

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс- ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан- ные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нуж- на какая-то особая философия, принципиально отличная от тех философских систем, которые мы рассмотрели. Каждая из наших философских систем содержит в себе определенную фи- лософию человека. Вместе с тем просто-напросто не существу- ет особой философии, которая была бы именно философией че- ловека.

У читателя, наверно, возник вполне резонный вопрос: как же объединить 11 интерпретаций природы человека? Разве они об- разуют целое? Да, образуют, ибо между ними существуют опре- деленные связи: стоит выбросить одну из интерпретаций, общая картина природы человека сразу потускнеет.

Автор старается изо всех сил: поставляет материал для осмыс- ления, не скрывает своих симпатий, но и не доводит их до од- нозначных суждений, которые бы ограничили свободу читателя. Вам предстоит определить свое личное отношение к проблеме че- ловека, подвергнуть представленный материал собственной ин- терпретации. Другого пути нет.

 

 

Выводы

 

• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец при- роды, которому нет равных, он обладает уникальными способ- ностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни кос- мос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Ду- ховный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она сим- волизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается суще- ством общественным.

• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек би- ологический, действующий, разумный, чувственный, рацио- нальный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.

 


• Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей на- уки, искусства, морали.

• Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже без- выходном положении.

• Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо раз- витая философская база.

• Множество людей озабочено судьбой и природой челове- ка, они рассуждают, размышляют, создают программы, но ча- сто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке ока- зываются довольно бедными, малодейственными. Такова реаль- ность.

Отметим также, что нами не закончено рассмотрение приро- ды человека, оно будет продолжено в последующих главах.

 

 

6.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА