КАК ИЗМЕРЯЮ Т ЦЕННОСТИ?

 

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю- ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Ко-

личественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый чита- тель, ставят оценки, они, следова- тельно, тоже имеют дело с ценно- стями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности.

«Отлично», «хорошо», «удовле- творительно», «неудовлетвори- тельно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5»,

«4», «3», «2». Что делает препода- ватель, выставляя эти оценки-ци- фры в зачетку? Он завершает ин- терпретацию знаний студента сво- им окончательным решением.

Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.

Лингвистические переменные всегда молено сопоставить с число- во й осью, состоящей из малых

 


или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяй- стве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте- но — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпре- тация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оцен- ка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате сво- его рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, вклю- чает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ни- ми существует такая-то связь, если сделать так, будет следую- щее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовле- творения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых цен- ностей в новые установки. В основе интерпретации лежит не- который жизненный импульс, который Кант называл способно- стью разумного желания.

Выше мы отмечали, что безразличие человека фиксирует его отключенность от ценностного отношения к миру. Следует, однако, иметь в виду, что состояние безразличия является край- не неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длитель- ным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже принял решение, определился в своих ценностях. Довольно за- бавно, что порой безразличие связывают с философским отноше- нием к миру. Говорят: «Я отношусь к этому философски», т.е. спокойно вплоть до безразличия. Такая позиция, видимо, вос- ходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости му- дреца, философа перед жизненными невзгодами. Позиция антич- ного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с из- вестным пренебрежением сущностью, «мелочами» жизни. В прин- ципе античный философ максимально заинтересован в развитии человека, а потому его отношение ко всему окружающему все- гда является обостренно-ценностным.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процес- се интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.