ЧЗВСТВА. ЭМОЦИИ.ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ.

ИДЕАЛ ИЦЕЛЬ

 

В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув- ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це- лостное, постольку все присущие его духовной жизни компонен- ты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело чело- век использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбри- вая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут- верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного мира чело- века являются знаками его, человека, ценностей. Это не проти- воречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сфе- ру бессознательного, продолжая существовать в скрытом, неяв- ном виде.

Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешни- ми раздражителями, проводят различие между чувствами и эмо- циями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентирова- ны на сам раздражитель и не содержат ценностные компонен- ты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их цен- ностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклоне- ние — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции че- ловека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни. Из- вестны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть человека. Что касается понятия чувств, то это представление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочь лишенном эмоционального начала, чувства, думается, не суще- ствуют.

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важ- нейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей де- ятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решитель- ность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля за- нимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее зна- чение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно поло- жительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Религиозная вера ча- сто рассматривается как результат откровения, она, мол, не нуж- дается в обосновании. Для философа Карла Ясперса философская