История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,
которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз- вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя- етсяиспользуемойфилософией,меняетсяфилософия,меняет- ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин- терпретация.
• Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко- смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще- ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь- ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под- ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея- тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна- чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня- ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси- вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ- ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очище- нию души.
• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют- ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим- вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис- кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — приближение человека к Богу.
• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ- ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз- глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи- лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости- гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс- ности и благородства стиля, четкой логической организованно- сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси- Цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной Независимости, социальной справедливости, идеями социально- го и естественного равенства людей. Представителями класси- цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
а Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания
Московского университета). Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти- ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер и др.) стремились к раскрепоще- нию многообразных способностей личности. В философском от- ношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст- во романа.
• В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме- сте с ней (иногда позже) в искусстве.
В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе- ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности, которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета- ция .
В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети- ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс- лом, выработанным во многом им самим.
Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру- ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства.
В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та- кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев- шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.
Что касается России, то здесь в эстетике длительное время господствовал так называемый социалистический реализм — пе- ревод на эстетический язык философии исторического матери- ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто- рическому материализму — социалистический реализм. В на- стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес- ких ориентиров.
Итак, смысл различных эстетических направлений опреде- ляется их философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон- цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети- ки . Для философии это очень важно, ибо она по определению не должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав- нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас- смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы- полняют науки и искусства).