ОБЗОР: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ, СМЫСЛ ПРАКТИКИ ?

 

Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те- му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто- ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций. Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи- лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде- лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис- кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи- высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс- ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти- ка. Этика — характерная черта как античной, так и древнеки- тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи- лософию проходит традиция этической интерпретации практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ- ствии со своим предназначением. Человек не является исключе- нием, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что античная этика — это этика добродетелей. Современный изве- стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде- тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-

 


ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз- вратимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а, как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре- выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при- ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер- вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла- тона и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак- тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес- кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рассматрива- ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед- ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре- абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи- тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи- ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл практики ее богоугодность.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви- дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж- нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от- кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична. Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто- роне человека признаются изначально данные природой две си- лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче- ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель- ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза, Гоббс недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря- дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите- ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека. Принципом морали (нравственности человека) провозглашается правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна- чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю- чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти- ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-

 


вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи- шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо- лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл действий человека состоит в их причастности к абсолютно- му нравственному закону.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс приходит к выводу, что «... всякой общественной форме собст- венности соответствует своя мораль...». Смысл практики он ви- дит в ценностях экономических (общественный труд измеряет- ся деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали: они представляют собой интерпретации. Толково распорядить- ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре- тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде- тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп- ределенного, выработанного соответствующей философией иде- ала добра. Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ- ных добродетелей.