СОСТОИТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗ МАТЕРИИ?

 

Более двух тысяч лет тому назад не удавалось объяснить, что все существующее произошло из одного материального первоис- точника. Возможно это осуществимо в наши дни, если брать за основу не первоэлементы древних, а всю гамму элементов из таблицы Менделеева? Учтем также, что согласно данным ученых, физиков, астрономов и космонавтов наша нынешняя Вселенная, наличие в ней звезд, планет, людей является результатом Боль- шого взрыва, который произошел около 15 миллиардов лет то- му назад. Выходит, что действительно все произошло из материи?

Разумеется, без Большого взрыва не было бы нас с вами, глу- бокоуважаемый читатель. Но это обстоятельство не позволяет нам утверждать, что все состоит из материи. Допустим, я при- держиваюсь мнения, что лгать позорно. Разве мое мнение состо- ит из материи? Конечно же, нет. Чувства, эмоции, мысли — все это не состоит из материи. Вместе с тем их существование, на- до полагать, невозможно вне человека, без его материальной ос- новы.

 

ЕДИНОЕ - это ЧИСЛА. ПИФАГОР

 

Первая атака на проблему многого и единого оказалась не- сколько грубоватой, возможно успех достигается более изящны- ми средствами. Видимо, Пифагор думал именно так. Он не от- казался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал чис- ла. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответ- ствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вер- шины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объ- емных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, ко- торые имеют четыре основы — огонь, воду, землю и воздух; пре- вращение последних приводят к миру живого и человека. Пи фагор везде как первичную рассматривает числовую сторону

 


дела А это означает, что все надо соизмерять, в том числе свои УСИЛИЯ. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не пересту- пать», т.е. не переступать равенства и справедливости. Дружба есть равенство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.

Автор немного увлекся следствиями из основного тезиса Пифагора. Возвратимся непосредственно к его анализу. В какой степени прав Пифагор! В очень большой Пифагора должны глубоко чтить математики (что, кстати, насколько нам извест- но, они и делают). Действительно, именно математики показа- ли всю силу теории чисел и числовых методов. Отдавая долж- ное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифагором, что все можно свести к числу. Числа позволяют нам понять ко- личественную сторону дела, но не качественную. Допустим, у меня зубная боль. Используя числа или их своеобразные сло- весные заместители типа «сильно», «не очень», «немножко», «про- тивно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, ка к и всякая боль, есть чувство.

Если бы Пифагор был прав, то философия была бы матема- тикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить ма- тематику.

Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить проблему мно- гого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сде- лали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа поз- воляют нам описывать самые различные по качеству явления, используя единообразный подход.