ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?

 

Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра- зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль- ше проблем и неясностей.

На самом деле, разве не достаточно определить технику как совокупность технических устройств, орудий труда, машин, станков, сооружений? Вроде бы самодостаточны и другие опре-

 


деления техники, например такие: техника — это инструмент, который использует человек для удовлетворения своих потреб- ностей; техника — это использование природы в интересах че- ловека; техника — это практическое воплощение наук, особен- но естественных; техника — это двигатель прогресса. Все пра- вильно, но недостаточно.

Философы техники обращают внимание на отрицательные по- следствия развития техники: разрушается природа (экологиче- ский кризис), обедняется атмосфера ценностей человека, обще- ство становится большой машиной, мегамашиной, в которой многим очень неуютно, техника становится вроде бы самостоя- тельной силой, которая тащит человека невесть куда. Эти фило- софы задают правомерный вопрос: «А действительно ли человек понимает, что такое техника?» Логика этих философов безупреч- на: если бы человек понимал технику, то он сумел бы как вос- пользоваться ее достоинствами (их никто не отрицает), так и не допустить отрицательные последствия. Но этого нет, следователь- но, мы плохо понимаем технику. Выход один — настойчиво раз- вивать философию техники.

Итак, пока мы не готовы дать углубленное понимание, опре- деление техники. Видимо, ограничимся предположением, что по аналогии с языком техника есть сложный знак, символ всей де- ятельности человека, его ценностей.

 

 

ТЕХНИКА КАК ОСВОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА, ЭНЕРГИИ, < ИНФОРМАЦИИ

 

Характеризуя специфику техники, как правило, подчерки- вают, что в ней осваивается вещество, энергия и информация. Вещество (сырье, материалы) находятся в природе в «связанном» состоянии, поэтому его добывают, выделяют, производят в хи- мико- технологических производствах.

Впрочем, часто человека интересует не вещество, а скрытая в нем энергия. Разработано много способов получения энергии, наиболее впечатляющими являются с этой точки зрения различ- ного рода электростанции. Благодаря электророзеткам в наших квартирах мы имеем возможность подключаться к источникам электромагнитной энергии.

Наконец, еще одно достоинство техники — возможность хра- нения, обработки и передачи информации, т.е. различных све-

 


дений. Речь идет об электронно-вычислительной технике и ре- ализуемых на ее основе информационных технологиях. Ка к от- мечал Норберт Винер, стоявший у истоков современной кибер- нетики (науки об управлении сложными системами), «информа- ция есть информация, а не материя и не энергия».

Замечание Винера интересно тем, что оно указывает на нео- бычность использования современной техникой природного ма- териала. Оказывается, манипулировать можно не только ве- ществом и энергией, но и информацией. Что такое информация?

Из философии язык а известно, что информация содержится в предложениях. Предложение можно высказать (звуками), за- писать буквами (на бумаге, камне и т.д.). Как выяснилось, его можно записать едва ли не на любом физическом носителе. Но особенно эффективной оказалась магнитная запись. Развитие этой технологии и привело к расцвету информационной техни- ки , что особенно зримо выразилось в превращении персонально- го компьютера в предмет домашнего обихода. Как видим, инфор- мация немыслима вне языка. Но язы к — это весь мир челове- ческого представления в знаковой форме. В той или иной степе- ни это относится и к информационной технике. Информацион- ная техника есть символ деятельности человека.

Обратите внимание, как хитро использует человек природный материал в информационной технике — он записывает на нем посредством определенного языка в виде сведений, информации свой человеческий мир. Так человек умудряется выразить себя в природном материале.

 

ОБЗОР: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРИРОДЫ ТЕХНИКИ

 

Рассмотрим теперь интерпретации техники профессиональ- ными философами. Любое понимание техники есть своеобраз- ная интерпретация, универсального понимания техники не су- ществует.

• Начнем, как обычно, с античности. Когда на вопрос Хе- рефонта жрица-прорицательница Пифи я в храме Аполлона в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, по- шел смотреть на работу ремесленников. Убедившись, что ремес-

ленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, одна- ко, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в зна-