ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

 

Духовная революция Сократа.Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа й последняя реальность ве- щей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична чело- веку, Сократ переиначивает основное философское вопроша

 

Sif>


ние: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия че- ловека должна стать ключом к философии природы, а не наобо- рот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение то- му, что человек есть существо познающее, разумное.

Сущность человека — душа. Этика Сократа. Человека от- личает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную ак- тивность, быть совестливым и моральным, добродетельным. По- тенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесны- ми упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои доброде- тели, человек достигает гармонии души, даже физическое наси- лие не может ее разрушить. А это означает, что человек стано- вится свободным. В этом и состоит его счастье.

Этика Сократа, описанная в предыдущем абзаце, имела в ста- новлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Заду- маемся над следующими сложными для этики Сократа вопро- сами.

1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, толь- ко кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступ- ник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит пред- ставления о доброй воле.

2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозмож- но найти ответ в этике Сократа. Современные философы пола- гают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определя- ется приобретенными им в процессе жизни ценностями. Но уче- ния о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.

Диалектика Сократа.Мы используем слово «диалектика* для обозначения искусства достижения философских истин, этом отношении Сократ такж е был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки во- Росов и нахождения ответов на них. При этом достаточно от-

четливо выделяются три этапа.

 


Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обыч- но человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой слож- ный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Со- крат, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллю- зии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.

Смерть Сократа. Как известно, афиняне послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд . Во все это не хочется верить. Увы, свершившееся есть факт. При всей трагичности этого факта уроки его весьма поучительны.

Сократа обвинили в том, что он не чтит общепризнанных в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношест- во пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Со- крата явилась зависть к его мудрости, тем более что он не ос- танавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа (тридцать тиранов запрещали ему обучать словес- ному искусству).

Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он от- казался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя до- бродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвин- ным. Особо следует упомянуть об отношении юных к Сократу, они относились к нему вполне благосклонно, но на суде им не предоставили слово.

К чести афинян нужно сказать, что впоследствии они нака- зали обидчиков Сократа и всячески возвеличили его личность. Однако обвинение философов в создании новых богов будет по- вторяться многократно и всегда заканчиваться одним и тем же: позором обвинителей и славой в веках казненных. Философия даже в просвещенном обществе — удел смелых, она не прием- лет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстраненности от зла.

Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на му- дрость, честность, правду, свободу.