К ПРИРОДЕ

 

Античная философия космоцентрична, космос понимает- ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо- фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс- лится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия понимает приро- ду как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои ду- ховные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда де- ло доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе че- ловек средневековья не меньше, чем человек античности, под- чинен природным закономерностям и ритмам.

 


 

• В Новое время природа впервые становится объектом тща- тельного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимает- ся как объект приложения сил человека в соответствии с дан- ными естественных наук, физики, химии, биологии.

• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И. Вернадским и фран- цузскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатыва- ется концепция ноосферы. Ноосфера это область господст- ва разума. Имеется в виду, что к XX веку единство природы и че- ловека достигло нового качественного уровня. Теперь человек дол- жен руководить ходом природных процессов. И делать это сле- дует на основе разума. Вера в силу разума объединяет филосо- фов ноосферы с философами Нового времени.

Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, аналитической филосо- фии и постмодернизма — тема природы занимает достойное ме- сто только в аналитической философии и герменевтике.

В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание ин- терпретируется на основе данных естественных наук. Природа — это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Новым време- нем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.

Герменевты рассматривают природу как включенную в бы- тие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему пред- стоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять зов самой природы.

Наш краткий исторический обзор показывает, что человек все- гда находился и находится в некотором соотношении с приро- дой, которое он определенным образом интерпретирует. Чело- век изначально находится в условиях, когда в силу самого фак- та своего существования он постоянно вынужден проверять при- роду на «человечность». С этой целью он использует все до- ступные ему средства, в том числе и философию.

О природе толкуется не только в так называемых естествен- ных науках, к которым относят физику, химию, геологию, би- ологию, но и в философии.

 


 

СИНЕРГЕТИКА - НАНКА О СЛОЖНОМ

 

В конце XX века все большее развитие получает синергети- ка — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается оп- ределенный порядок, который, однако, рано или поздно разру- шается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флукту- ации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях при- обретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчер- пав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивос- ти происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и ин- формации. До развития синергетики наука рассматривала отдель- но хаос и порядок, причем основное внимание уделялось имен- но порядку, ибо его можно описать относительно простыми ма- тематическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарож- дения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энер- гии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в во- де. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой во- де он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности во- ды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отноше- ниях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка ус- танавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика как наука.

Сложной системой с хаосом и порядком является любой ес- тественный язык . Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайно- сти «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сто- ронников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.

Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возник- новение и развитие упорядоченных систем перестройкой хао- са. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в прин- ципе это невозможно узнать.