ПРИРОД А И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

 

Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож- но сказать, что философия XX века решительно покинула харак- терное для Нового времени противопоставление субъекта и объ- екта, человека и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек. Экология в дословном переводе с гре- ческого означает наука о доме.

Увы, развитие экологии происходит под постоянный акком- панемент грозящих человеку экологических катастроф, связан- ных с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселени- ем, разрушением системы «человечество — природа».

Умудрившееся попасть в экологический кризис человечест- во не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализа- цию программ по развитию безотходных производств, усовершен- ствованию экологического законодательства экологический кри- зис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно- этических представлениях человека и общества.

Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма долж- ны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В та- ком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и стано- вится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направ- ленная только на него самого, привела в конечном счете к эко- кризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма ви- дит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынуж- ден относиться к ней так же бережно, ка к к самому себе.

 


ш
Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синер- гетическими представлениями может отреагировать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький крово- пийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занима- ет предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необ- ходима, как отмечает академик НЛ. Моисеев (на наш взгляд, это справедливо), обновленная нравственность. Эта новая нравствен- ность представляет собой, по мнению многих, конкретизацию эти- ки ответственности применительно к природе. Относясь ответ- ственно к природе, человечество тем самым относится ответст- венно к самому себе.

У экологической этики обширнейшее поле проблем: от экс- пертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций до заботы об одиноком дереве, которое стремится срубить вла- делец престижного коттеджа. Столь же многогранны проблемы биоэтики, обсуждающей отношения человека с живой природой. В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в нево- ле животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед жи- вотными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внима- тельно относятся американские ученые к проблемам биоэтики.

Особое внимание привлекают вопросы медицинской этики, сре- ди них отношение врача к пациентам, умирающим, дефектив- ным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия).

I
Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однознач- ных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется очень детальный, кропотливый анализ, равно как и в случаях с клонированием — размножением животных и людей бесполым образом (особь выращивается из биоклеточного материала доно- ра, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентич- ной своему донору). Если одни высказываются за клонирование, то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

Отметим в качестве вывода главную мысль: этика ответ- ственности предполагает тщательный философский анализ, со- поставление различных точек зрения, учет необходимых и слу-


чайных связей. Интересы человека должны быть защищены все- сторонне. Человек существует не сам по себе, а посредствомприроды. Экогуманизм это ответственность.