ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы

 

• Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.

• Природные системы существуют в соответствии с законами синергетики, описывающими соотношение хаоса и порядка.

• Выиграть время и пространство, значит добиться совер- шенства в жизни.

• Экогуманизм — это ответственность.

 

 

ОСНОВНЫ Е Т Е Р М И Н Ы,-. ,

 

г i

ПРИРОДА СИНЕРГЕТИКА   t
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ  
ЭКОГУМАНИЗМ    

 

ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я

 

1. Ка к изменялись философские представления о природе?

2. Попытайтесь привести пример сложной системы, в которой есть хаос и порядок.

3. Что (кто), на ваш взгляд, сотворил наш мир?

4. Подчиняется ли человек законам физики?

5. Пустота и пространство — это одно и то же?

6. Аристотель считал, что время есть число движения. Дайте ва- ше определение времени.

7. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?

8. Считаете ли вы допустимым «убийство из милосердия»? Обоснуй- те свою точку зрения .

9. Ка к вы понимаете право женщин ы на свободное и ответственное материнство?

10. Вы вегетарианец? Считаете ли вы допустимым употреблять в пи- щу мясо?

11 . В чем вы видите основную причину экологических кризисов?


 

 

ВТОРОЙ ПОЛ И ФИЛОСОФИЯ

 

СИМОНА ДЕ БОВЯАР: «ЖЕНЩИНОЙ НЕ РОЖДАЮТСЯ,

ЖЕНЩИНОЙ СТАНОВЯТСЯ»

 

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской пи- сательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понима- ние мужского и женского определяется культурными, в том чис- ле и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская нега- тивной. Писательница дала своей книге название не случайно. Име- ется в виду, что первый пол — это биологические признаки, по ко- торым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее дето- родной способности. Но наряду с первым полом есть еще и вто- рой, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и жен- ских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что

«женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблемати- ку не удавалось поднять на философские высоты. В последние

I
30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое жен- щина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостя- ми, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подо- зревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Испод- воль, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины муж- чине, но и способствовала укреплению патриархата (власть от- цов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизон- ты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важней- шее значение не только для женщин, но и для мужчин (мате- ринство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сек- суальное насилие, проституция и т.д.).

 


 

ЖЕНЩИНА И МНЖЧИНЛ, ЖЕНСТВЕННОСТЬ ИМУЖЕСТВЕННОСТЬ

 

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между муж- чиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уров- не. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужски- ми или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональ- ность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дваж- ды удостаивалась Нобелевской премии — первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщи- ной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но от- носится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

• Качества «среднестатистических» мужчины и женщины до- полняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обос- нованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) сред- нестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужествен- ности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Мужественность Женственность

 

 

Интуитивность Склонность к анализу Интерес к конкретному Чувствительность Сентиментальность Осторожность Сострадательность Изменчивость Послушание Тщательность

 

 

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны цен-


носпги. Сложите все мужские ценности (М

 


1;..., Мп) и вы получи-


 

те то, что можно назвать мужской философией. Соответственц<

сумма Ж],..., Жп даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, напри мер рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкрет- ную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алек- сей (Mj, М4, Ж 3 , Ж 7 ) , Иванова Марина (М2, М5 , Ж^ Ж 3 ) .

В качестве вывода отметим: так называемая женская фило- софия составляет органическую часть современной философской картины мира.