ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

 

 

«Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине- ние любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществления через него (любимого — любимую) своего смысла жизни». Любовь — это взаимное влечение мужчи- ны и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, ко- торая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Са- мое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь — это одухотворенная плоть. Любовь — это, по В.Г. Белинскому, не про- сто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств че- ловека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение — «платоничес- кая» любовь, т.е. духовная, а не физиологическая). В средние ве- ка любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое вре- мя любовь по преимуществу приписывалась человеку, но доста- точно часто символ любви — сердце противопоставлялся симво- лу разума — уму. В XX веке любовь то низводят до физиологи- ческих инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценнос- тям эстетики или этики. «Любовь — это цветы нравственности...» (ВЛ. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блек- нут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть

 


голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

 

Сердце страстное пленилось; Признаюсь — и я влюблен!

• • •

И сердце бьется в упоеньи, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

• • • ' :

Я думал, сердце позабыло

' Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

 

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философ- ский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не за- казана).

Сформулируем теперь основные выводы.

• Любовь — философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

• Любовь — это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь — критерий духовной красоты.

• Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и от- дельного человека.

• В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым — совершенствуй себя.

• В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

• Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов фи- лософии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рас- смотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, тре- бует должной философской подготовки.

 


Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе ежене- дельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи — девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бас- сейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди кра- савцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и от- топыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И — на- стоящее чудо! — философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия — это всегда любовь, а подлинная лю- бовь — это всегда философия, сложный слалом на пути к жела- емым призам.