ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

 

•Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Мо- лодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит прибли- зительно так же, как с философским осмыслением женственно- сти. Подобно женщинам и молодежь является социальной груп- пой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчи- нам, так и к женщинам.

Итак, молодежь — это особая социальная группа людей, вы- деляющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глу- бине истории, а в конце 60-х — начале 70-х годов нашего столе- тия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против вой- ны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае

1968 года, когда недовольство молодых своим положением выли- лось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной

 


культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и про- зрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь — это всего лишь лю- ди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джек- сона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодеж- ной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свиде- тельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключитель- но формой протеста против тех или иных устоявшихся общест- венных порядков (отсюда название «контркультура»). Впослед- ствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действитель- но присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребен- щикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь это самостоятельный субъект социаль- ного творчества.