Персоналии

Милетская школа(первая материалистическая философская школа – VI в.до н.э.)

Представители: Фалес-основатель школы, Анаксимен, Анаксимандр.

В философии на первое место ставится вопрос о первооснове мира.

Фалес – основа всего сущего – тело. Источник сущего – вода. Анаксимен–воздух,Анаксимандр–вечное и беспредельное- апейрон (греч. –беспредельное. Вещи возникают в результате превращений с первовеществом – сгущение, разряжение, испарение.Все субстанции относятся к миру явлений и событий, а не понятий. Но за пределы событий философам милетской выйти не удалось, не удолось понять родовое, общее в виде понятия. Это сделали в последующем Сократ, Платон, Аристотель.

 

 

Пифагор (VI в. до н.э) – древнегреческий философ, натурфилософ. Был занят проблемой субстанции (но огонь, вода, земля его не устраивают). Он приходит к выводу, что «все - есть число».

В числе он видел свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Отсюда ведущие дисциплины – геометрия и астрономия. Главная заслуга – изобретение математических доказательств для становления рационального типа мышления.

Пифагор и его последователи ( пифагорейцы) не владели теорией качества, это дает философия Гегеля, но они первыми поняли роль и значение чисел. Как математику Пифагору принадлежит заслуга доказательства теоремы прямоугольного треугольника с22+b2.

Сократ( ок. 470-399гг до н.э.) древнегреческий философ, мыслитель, натурфилософ, вначале софист, затем вел с софистами идейную борьбу.

Как натурфилософ Сократ стремился выстроить иерархию в мире событий, понять, как образовалось небо, земля, звезды. Но он понимает мир, двигаясь не от событий к событиям, а об общего к событиям. Общим у него выступает прекрасное, все вещи прекрасны, и общая идея о прекрасном – эйдос или смысл.

Главная идея – идея блага, нет ничего выше этического. Человек так же существо нравственное, ценность души которого заключается в познании.

Сократ – основатель спора – искусства философского спора, в котором можно познать истину, т.е. он диалектик. Диалектика состоит из порождения мысли, понятия, и необходимости обмена мыслями. Главным в диалектике считал понимание самого себя.

Сократ спорит с софистами (учителями мудрости) Горгием, Продиком, Критием. Для софистов главными объектами были человек и общество. Человек должен руководствоваться законами природы, а не общества. Софисты привели к искаженному толкованию риторику (см. напр. «рогатый софизм»).То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь.

Для Сократа диалектика – спор дискурс, это нечто иное. Для него диалог – получение истинного, а не искаженного знания.

Сочинений Сократ не писал, все что известно о нем, сказали его ученики.

Платон ( 427-347 гг до н.э.) древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основал в Афинах школу (платоновская Академия).

Основные философские учения: о природе идей; учение об обществе.

Он основатель объективного идеализма. Считал мир идей первичным по отношению к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен. Бог создает мир идей и мир вещей. Теория познания заключается в раскрытии мира идей, т.е. заставить душу «припомнить» их, что она видела до рождения.

Три категории в душе: - разум –носители мудрецы и философы; страсть- носители воины, охраняющие государство; вожделение (чувственное начало)- носители крестьяне, ремесленники .Все они – философы, воины и ремесленники- создают идеальное государство.

Правильные формы правления государства ( монархия, аристократия, демократия), неправильные формы ( тирания, олигархия, демагогия).

Идеи Платона породили платонизм и неоплатонизм, как учения преувеливающие роль идей (идеального) в восприятии окружающего мира.

Основные сочинения: «Апология Сократа», «Федон», «Федр», «Государство», «Тимей».В сочинениях он придавал большое значение художественному диалогу.

Аристотель(384-322 гг до н.э.) древнегреческий философ, учился у Платона, организовал Ликей (лицей). Колебался между материализмом и идеализмом. Учение Аристотеля охватывало все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. Учитель Александра Македонского.

В понимании мира – считал мир материальным, но источник движения и изменения бытия – вечный и не подвижный ум (перводвигатель). Бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Применительно к отдельному предмету – сущностью оказывается форма шаровидность по отношению к медному шару. Форма есть выражение понятия. Без материи нет формы, без формы – материи.

 

Логика и методология .Логика оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями. Она содержит три закона: закон тождества (А есть А), закон противоречия ( А не есть не – А), закон исключенного третьего (А или не –А истинно, «третьего не дано»). На основе законов строятся силлогизмы (учение о суждениях).

Общество и этика. Аристотель в понимании общества идет дальше Платона. Смысл жизни не в получении удовольствия (гедонизм). Цель человека- стать добродеятельным. Этика Аристотеля – это практическая философия.

Формы государства: правильные ( монархия, аристократия, полития – (большинство),неправильные- (тирания, олигархия, демократия).

Основные работы: «Органон», «Метафизика», «Физика», «Этика», «Логика», «Риторика».

 

Бруно Джордано (1578-1600 гг) – итальянский философ, мыслитель, представитель, позднего Ренессанса, пантеист. Он развивает философские представления Н.Кузанского и астрономические воззрения Н.Коперника.

Как пантеист (бог - мировое целое) хотел продумать идею бога в свете новейших данных науки. Бог – есть абсолютное тождество, который везде и нигде.

Патеиз означает – пан (все, природа), тео – Бог.

Источник сущего – Бог, а материя-это не потенция, а самодвижущееся бытие.

Мировая душа и мировой разум совпадают в движении. Мышление тоже есть движение, где мир есть нечто живое. Пантеизм Бруно не нашел отражения ни в античное время, ни в эпоху Возрождения.

Д.Бруно возвеличивает личность, ее героику. В центре его философии человек- разумный и деятельностный.

 

Основные взгляды Д.Бруно:

-познание – это процесс развития истины. Ум основан на эксперименте. Виды ума :чувства, рассудок, разум, ум.

- диалектика –это все,что связано в мире с противоположностями (одна противоположность есть начало другой).