Дидактические требования к изучению учебного материала

1. Материализм и идеализм, их разновидности.

а) Материализм и идеализм как два течения в философии.

До конца V в. до н.э. основным и преобладающим типом древнегреческих философских учений (до Платона 427-347 до н.э.) был материализм. Материализм как философское направление в истории имеет следующие формы: наивный, антропологический, вульгарный, диалектический.

Материализм как философское мировоззрение представляет собой научное углубление и развитие стихийного материализма (Гераклита, Анаксагора, Эпидокла, Демокрита, Эпикура и др.), утверждавших первичность материального и вторичность духовного, что означает извечность, несотворимость мира, его бесконечность во времени и пространстве. В многообразие природы они стремились внести ее первоэлемент, многие из них были диалектиками. Вершину материализма на Западе составляют взгляды Л.Фейербаха, основателя антропологического материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский), материализм которого заключался в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, его места и роли. Но провести последовательно материалистическую точку зрения в философии ему не удалось.

В середине XIX в. в Европе возникает вульгарный материализм (vulgaris –простой, обыкновенный), который упрощял, огрублял принципы марксизма (представители- Фогт, Бюхнер, Молешотт).Они выхолащивали естественно – научные идеи, противопоставляя их философским идеям. Они отождествляли материю и сознание, доходя то того, что мысль у них выделялась мозгом.

Диалектический материализм (Маркса, Энгельса, Ленина) как высшая форма философии рассматривает вопросы развития природы и общества с позиции материального единства мира. Они вводят в обиход науки общественно-историческую практику (деятельность людей), как основу общественного развития.

Идеализм (древнегреч.-idealism) образ, понятие. Философское направление, противоположное материализму в мировоззренческом плане, т.е. в решении основного вопроса философии.

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, что связывает его прежде всего с религией в вопросе о конечности и сотворимости мира богом. Различают две формы идеализма: субъективный и объективный. В объективном идеализме за основу принимаетсмя личностный или безличностный дух, некое сверхъестественное образование.

В истории объективный идеализм возникает вначале в Китае (Конфуций), в Греции (Платон)- родоначальник платонизма, связь идеи с мировым духом (Гегель), в средние века (Августин, Фома Аквинский) с идеями обоснования мира Богом и конечности мира.

Классическим проявлением субъективного идеализма выступили Юм и Беркли, утверждавшие, что познание мира заключается в его полезности (утилитарности), а вовсе не в доказательстве объективности мира. Субъективный идеализм – это неверие в человеческий разум, в его познавательные способности, он сегодня существует в феноменологии,

критическом реализме, персонализме, прагматизме, философии жизни и т.д.

2. Диалектика и метафизика

а) история возникновения диалектики и метафизики.

Диалектика – искусство ведения спора, диалога появилась у софистов (Сократа), это диспут, ведущийся посредством вопросов и ответов, затем диалектика понимается как искусство разделения понятий на роды и виды (логика Аристотеля). В средние века диалектика – это схоластика – искусство доказательства существования Бога, она противоположна риторике. В Новое время (Дидро, Руссо) диалектика рассматривается как условие развития общества, анализа его противоречивости. Вершина понимания диалектики у Гегеля - духовный и естественный мир он рассматривает в изменении и развитии – т.е. диалектически, но на идеалистической основе. Материалистическая диалектика создана Марксом и Энгельсом.

Метафизика – термин возникает в I в. до н.э. для обозначения философского наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. После физики, изучающей физические процессы, следует философия как умозрительная наука. В XVI-XVII вв. (Декарт, Лейбниц, Спиноза) термин понимается как онтология, учение о бытии, указывая на связь естественнонаучного и гуманитарного знания.

б) современное понимание диалектики и метафизики.

Научная диалектика, построенная на материалистическом понимании истории, включает в себя законы развития бытия и познания, выступая, и как онтология, и гносеология, и логика познания. Диалектика выступает философским методом познания мира в целом.

Метафизика понимается как антидиалектический способ мышления, результат односторонности и субъективизма в познании, рассмотрения вещей в их неизменной сущности, независимости друг от друга, это антидиалектика. Впервые в таком виде метафизику как антидиалектику употребил Гегель.

3. Сущность и основные формы бытия.

а) проблема бытия как проблема существования.

Философия не сводится к очевидностям. Человек судит о существующем благодаря своим познаниям. Всякое познание (теория) выступает как учение о бытии онтология (греч. – ontos - сущее, logos – учение). Онтология есть учение о видах бытия. Согласно философии Платона – существуют идеи, Аристотеля – формы, у Христоса – Бог, Канта - априорные принципы.

Существовать – значит иметь определенность выраженную понятиями и ценностями науки (теории).

Существование, таким образом может быть выражено в материальной и идеальной формах бытия.

б) единство и многообразие бытия.

Материализм исходил из монистического подхода к существованию мира – мир вещей и мир сознания (производный от мира материального). Платон исходил также из монизма – мира идей.

Но вопрос о соотношении материального и идеального в философии существовал всегда. Материальное, как и идеальное, рассматриваются в ней в качестве реальностей.

Вывод: виды бытия взаимодействуют, образуя сложную иерархию, но не теряют при этом своего своеобразия.

Иерархию видов реальности изучает синергетика (греч. – synergeia – сотрудничество, совместное действие). Она понимается как теория самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками энергии и информации.

Главное содержание синергетики:

- открытие системы часто оказываются в точках неравновесия, где их поведение описывается вероятностным способом, нелинейными уравнениями;

- все виды реальностей содержат в себе возможность появления нового типа бытия;

- способность к самоорганизации – черта всего существующего.

4. Понятие материи, ее структура и свойства.

а) возникновение понятия материи.

Как фундаментальная категория философии, понятие материи встречается у Платона для обозначения различных тел. Он понимал ее как нечто бесформенное, неопределенное, отождествлял с пространством. У Ньютона материя наделяется массой, энергией, пространством, в это время она отождествляется с веществом, атомом, корпускулами.

б) современные взгляды на материю

Материальное мыслится, как всеохватывающее бесконечное многообразие существующих ее видов, несводимое к сознанию.

Например, Витгенштейн (неопозитивист) считает, что дать определение материи нельзя, от него надо отказаться.

в) ленинское определение материи

«Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Методологическое значение определения материи:

- умение дать общее определение, не раскрывая частные виды материи;

- дать безотносительное определение, что позволяет говорить о возможных новых ее формах и видах;

- связать его с атрибутами (неотъемлемыми свойствами): субстанциональностью, неисчерпаемостью, принципом неуничтожимости, движением, пространством и временем;

г) организация (структура материи) совпадает с основными формами бытия (уровнями неживой, живой и социальной материи). Структура материи состоит из макро-, микро- и мегамира, где вначале их основу составляют вещество и поле.

Сегодня с развитием квантовой физики нет единства в понимании различий между веществом и полем, сюда вносят еще явления плазмы, но все это говорит лишь о неисчерпаемости материи.

5. Движение и его основные свойства.

а) понимание движения и подходы к нему.

Движение – философская категория для обозначения изменения тел в пространстве и времени, из состояний, процессов и явлений.

Обыденный подход. Гора, пирамида не движутся, они находятся в состоянии покоя. Но относительно других тел – движение есть.

Научные основания движения. (Гераклит. «В одну и туже воду нельзя вступить дважды»).

б) свойства движения: вечность, неуничтожимость, неотрывность от материи, абсолютность.

Покой – относителен и преходящ, он выступает как состояние движения. Движение обладает всеобщим значением, покой – относительным.

Основа движения: признание взаимодействия двух тел: притяжения и отталкивания.

в) типы движения:

- перенос материи энергии, информации в пространстве (количественные изменения)

- перестройка внутренней структуры, изменение первоначального качества предмета и превращение ее в другую вещь, представляет собой развитие.

г) формы движения. Их необходимо взять из различных уровней организации материи. Их пять:

- механическая;

- физическая;

- химическая;

- биологическая;

- социальная.

Запомните, что низшие формы не сводятся к высшим, а только входят в них. Социальная форма движения не может быть сведена к низшим формам.

Философские коллизии понимания движения:

- механицизм (человек-машина);

- редукционизм (отодвинуть назад, вернуться обратно), сведение сложного процесса к более простому;

- биологизаторство.

Раскрывайте их смысл, что они означают в науке и философии. Есть ли другие формы движения? Да, например, сегодня ученые выделяют геологическую форму движения материи.

6. Пространство и время.

а) понимание пространства и времени.

Пространство – философская категория, выражающая свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Время – философская категория, характеризующаяся понятием длительности, для выражения количественных мер, их скорости развертывания процессов, ритма, темпа.

б) подходы к пониманию пространства и времени.

Категории выступают характеристиками бытия, носят объективный характер, они суть формы существования материи, ее свойства. (Это материалистический и реляционный взгляды. Ньютон, Энштейн). Идеалистический подход заключается в том, что пространство и время выводятся из сознания человека.

Пространство и время образуют пространственно - временной континуум (непрерывное, сплошное), т.е. существуют вместе и с материей, вне ее их не бывает.

в) характеристика пространства и времени.

Пространство характеризуется трехмерностью, время - одномерностью. Время однонаправлено: от прошлого к настоящему и к будущему.

Специфика пространства и времени на микро- макро- мега уровне.

Проблема симметрии и асимметрии живых организмов (Пастер, Кант, Вернадский). Дисперсность (распределенность, рассеянность) живых организмов.

г) социальное время и социальное пространство.

Отношение человека к миру, смысл человеческого бытия. Отличие социального времени от биологического, астрономического, исторического (см. пространство и время в физической культуре и спорте).

7. Материальное единство мира. Современная естественно - научная картина мира.

а) идея многообразия мира

Выделяя главные сферы бытия (природа, общество, сознание), уже можно неявно представлять себе многообразие предметов, порождаемых сферами бытия. Это многообразие объединено некоторой общей основой. Поставьте вопрос, если все в мире объединено, то можно ли говорить о единстве многообразия мира?

б) поиск общего признака в многообразии мира.

Вспомните первую тему семинарского занятия, где рассматривались взгляды философов на первооснову мира (вода, воздух, апейрон и т.д.). Но природа не нуждается в такой первооснове.

в) понятие субстанции

Субстанция как основа, сущность сущего, наличного, понималась в истории философии различно, затем понятие субстанции расширилось до предельного основания: как-то: материи, Бога, сознания, идеи, эфира, флогистона (горючее-огонь).

г) что берется за основание понимания мира – вопрос о происхождении мира и его единстве?

- философы, исходящие во взглядах на мир из единой субстанции и строящие на ее основе картину мира получили название философского монизма;

- если в качестве первоосновы субстанции рассматривать две - это получило название дуализма, при больших оснований субстанции – плюрализма.

д) разновидности монизма, два подхода к нему: материалистический и идеалистический. Материалистический монизм – мир един и неделим, он изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное не обладает субстанциональностью и выводятся из материального (Гераклит, Спиноза, Маркс).

Идеалистический монизм – признает материю производной от идеального, обладающей свойством вечного существования и выступающей первоосновой бытия. Он подразделяется на: объективно – идеалистический монизм (см. Платон и его вечные идеи, в средневековой философии – идея Бога, у Гегеля – абсолютная идея – несотворимая и развивающаяся), и субъективный монизм – связывающий единство мира с индивидуальным сознанием человека (Беркли, Юм).

е) на основе понимания мира строятся научные, философские и религиозные картины мира.

Научная картина мира – это целостная система представлений человека об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития. (см. естественно – научная картина мира с XVII в – физическая, электродинамическая, затем квантовой механики и теории относительности (нач. XX в.), а сегодня она строится на основе положений и принципов синергетики.

8. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.

а) отражение как одно и основных понятий материи.

Отражение – это способность воспроизводить в ходе взаимодействия материальных объектов свойства и состояния своих особенностей в других явлениях.

Необходимое условие отражения - воздействия и возникающие в результате их изменения, как продукт этого взаимодействия.

б) формы отражения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социально – психологическая. Отражение существует на всех уровнях движения материи.

в) что дает понимание эволюции форм отражения? Оно дает понимание возникновения сознания, это один из подходов в науке для объяснения природы сознания.

Неживая природа – пассивное отражение в формах: механического, физического, химического отражения.

Живая природа – отражение в виде:

- одноклеточные структуры – раздражимость;

- многоклеточные структуры – ощущения;

-человек (общество) – возникновение сознания.

г) понятие активности отражения для возникновения сознания.

В неживой природе отпечаток воздействия не становится для последнего ориентиром собственной активности. Создается лишь наличие, снимок с оригинала. Это – информационное отражение.

В живой природе информационное отражение проявляется в избирательности и опережающем характере.

В формах отражения психики и сознания избирательность выступает как генетическая предпосылка оценочной функции человека.

Понятие опережающего отражения введено отечественным ученым П.К. Анохиным для обозначения способности живых существ к «преднадстройке» по отношению к будущему явлению. Оно является важной предпосылкой осуществления сознания на основе информационного отражения.

Виды информационного отражения:

- раздражимость;

- возбудимость (нейрофизиологическое отражение);

- психическое отражение.

На социальном уровне информационное отражение существует в видах:

- форм общественного сознания;

- индивидуальной формы отражения.

д) рассмотрите отражение в конкретной воинской и собственно вашей профессиональной деятельности. Обратите внимание на отражение в технике связи человека с техническими системами, когда человек создает искусственные системы и специфическую базу управления ими.

9. Сущность и свойства сознания.

а) Что значит понять сущность сознания?

Для понимания главного в содержании предмета, необходим правильный подход, т.е. выбор исходного направления.

Исходным в понимании сущности сознания выступает процесс длительного саморазвития живой и неживой природы, формирование в материальной природе человека отражения, которое переходит в свою противоположность – в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химическая формы с высшей человеческой формой отражения.

б) Суть диалектико – материалистического понимания сознания.

Источником сознания выступает окружающая действительность, а материальным субстратом (носителем) – человеческий мозг. Человеческий мозг – есть орган мысли, сознания, которое развивается вместе с развитием мозга.

в) Роль деятельности в понимании сознания.

Сознание – есть человеческий способ бытия в мире, взаимодействия человека с миром на основе сознания. Осуществляя практическую преобразующую деятельность, человек создает второе тело, «вторую природу», среду обитания, строит формы общения и социальной организации, т.е. создает культуру.

Сущность сознания - это прежде всего формирование культуры на основе общественной деятельности людей, закрепление ее в навыках, нормах деятельности, в особых формах отражения.

г) Социальный характер сознания.

Включенность индивидуальных действий в совместную жизнь по формированию и воспроизводству всех форм культуры и есть научные основания природы и сущности человеческого сознания.

д) Свойства, черты сознания.

- сознание – высшая форма отражения действительность, присущая только человеку;

- сознание – есть функция мозга, тесно связанная с физиологической его деятельностью, но не сводимое к нему;

- сознание – есть идеализированное, субъективное отражение объективной действительности (по своей природе сознание – идеально);

- сознание может быть материализовано с помощью языка, речи, т.е. сознание вне материального не существует;

- сознание включает в себя самосознание, самопознание, как вторичное отражение действительности.

Вывод: Сущность сознания вытекает из общественно – исторической обусловленности его возникновения и развития. Сознание – есть специфическое отражение действительности, оно присуще только человеку.

10. Материальное и идеальное. Предпосылки возникновения сознания.

а) взаимоотношение материального и идеального в философии.

Социальный интерес к этой проблеме, ее социальная проблематика, понимание социальной действительности.

Материальное – это объективная реальность, означающая идею материального единства мира, его извечность и неуничтожимость во времени и пространстве.

Идеальное – это субъективная реальность, порожденная сознанием человека и выступающая противоположностью категории материальное.

 

б) Идеальность мысли, сознания.

Мысль идеальна, она субъективна по форме выражения ее человеком, ее нельзя выносить за пределы сознания. Но идеальное есть нечто материальное, пересаженное в голову человека и отраженное в нем. Здесь проявляется идея единства материального и идеального или тождества бытия и сознания.

в) Знание категорий «материальное» и «идеальное» для практической деятельности:

- практическая деятельность военных кадров является сознательной деятельностью, но это материальная, а не идеальная деятельность;

- категория идеального выражает особенности человеческого сознания, особенности отражения в нем внешнего мира;

- в категориях «идеальное» и «материальное» находят диалектическое единство понимания объективного (предметного) и субъективного (личностного) подходов для раскрытия динамики социальных преобразований в обществе, познании войны и военного дела.

г) «Материальное» и «идеальное» выступает научной основой обеспечения биологических и социальных предпосылок сознания.

К биологическим предпосылкам относят (см. например Ф.Энгельс):

- наличие головного мозга, развитой нервной системы у высших позвоночных животных;

- прямохождение, развитие рук (передних конечностей);

- первую сигнальную систему;

- стадную форму обитания.

Наличие мозга – условие необходимое, но недостаточное для возникновения сознания. Нужны социальные основы для его возникновения.

К социальным факторам сознания относят:

- труд;

- членораздельную речь;

- общинную жизнь, совместную деятельность.

Сначала труд, а затем членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в мозг человека.

В качестве выводных знаний рассмотрите место и роль языка, речи командира в профессиональной деятельности.

11. Структура и функции сознания. Сознание и самопознание.

Проблема структуры сознания со всей остротой встала в связи с применением системно – структурного познания в человеческой деятельности. Под структурой сознания понимается порядок, связь элементов, компонентов, входящих в сознание: знание, эмоции, воля, память, интуиция и самосознание.

Задачи, которые выполняет сознание в познавательном процессе называются функциями. Как и в философии функции сознания выражают мировоззренческую, гносеологическую, социальную, критическую, стороны познавательной деятельности ведущей функцией сознания является познавательная (гносеологическая), которая в связи с практикой выступает методологической функцией.

Основные функции сознания:

- информационно – познавательная (как процесс познания природы общества и самого себя);

- творческая (активное воздействие на окружающую человека действительность);

- регулятивная (побудительная и исполнительская регуляция социальной жизни).

Сознание есть знание о внешнем и внутренним мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. Стимулом осознания человеческой деятельности выступают потребности и интересы общества и личности. Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание – гносеологическая категория. Сознание же обладает более широким смысловым обхватом, так как выступает еще как психологическая, нравственная, правовая категория.

Компоненты структуры сознания характеризуют ее различные стороны. Знание как ядро, основа сознания, выступает способом его существования. Знания могут быть обыденными (житейскими, донаучными), научными, вненаучными, художественными.

Знание как ядро, основа сознания проникнуто тканью эмоциональных переживаний, целевой устремленности человека. Эмоции,как переживания человека, связаны с сохранением или, наоборот, нарушением привычного течения ритма жизни, названого И.П. Павловым динамическим стереотипом. Эмоции будучи недостаточно осознаваемыми, оказывают влияние на состояние сознания, они связаны с интересами и потребностями людей. Таким образом, эмоции или стимулирует, или затормаживают осознание индивидам реальных явлений действительности.

Как стимулы эмоции проявляются в воле человека. Воля выражает осмысленное устремление субъекта к поставленной цели, она направляет его поведение на достижение результата.

Воля – это проблема психологической готовности человека, она играет большую роль в становлении командира, в его умении ориентироваться в боевых условиях.

Эмоции и воля как формы отражения действительности тесно связаны с характером человека и определяют его поведение.

Особое место в структуре сознания, наряду с осознанными формами, занимает проблема бессознательного.Бессознательное разгружает мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. (Самостоятельно посмотрите на место и роль учения З. Фрейда о природе бессознательного).

Память – также является структурным элементом сознания, она играет важную роль в предметно-чувственной и логической функциях сознания.

Наконец, в структуре сознания интуиция занимает место, которое большинство ученых сводят к творчеству, самодеятельности человека. Интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Роль интуиции особенно велика в военном деле, а так же в физической культуре и спорте.

Раскрывая самопознание и самосознание исходите из положения, что сознание не только отображает мир, но и творит его, т.е. рассмотрите самопознание с позиции преобразующей функциисознания. В функции самосознания выделяют две стороны – самопознание и саморегуляцию. (См на установку античных философов «познай самого себя»). Самопознание нельзя сводить к «бегству» внутрь самого себя, как поступают экзистенциалисты. Но разобраться со своим «Я» необходимо и делать это должен каждый.

«Самопознание как бегство в себя», поймать творческий экстаз, обрести бессмертие – таков подход ученых Запада. Отечественный подход – самопознание включено в структуру познания, оно означает предел сознания человека.

Значение самопознания:

- осознание человеком места и роли в обществе, коллективе;

- стимул самовоспитания и самоусовершенствования, самореализации и самодостаточности;

- поиск в себе психологических и физических качеств необходимых для профессиональной деятельности.

Методологическое значение понимания структуры и функций сознания:

- их знание способствует формированию научного мировоззрения;

- целеустремленность и эффективность обучения и воспитания воинов зависит от кругозора, т.е. их сознания.

- будущий командир должен знать и уметь управлять своими эмоциями, волей, характером, так и подчиненных.

12. Значение философского учения о материи и сознании для военного дела, физической культуры и спорта.

При ответе на данный вопрос исходите из следующих методических положений.

1.Материя, материальный мир вещей, явлений , процессов как объективная реальность выступает исходной точкой понимания процессов войны, военного дела, физической подготовки и спорта.

2.Материи присущи движение, развитие и всеобщая связь; движение и связь завершаются в пространстве и во времени. Нахождение связей, их наличие, осознание во времени определяют успех человека в его действиях и помыслах.

3.Решение основного вопроса философии, понимание материального единства мира свидетельствует, что в профессиональной деятельности первичным надо считать решение материальных вопросов, но для их вопросов вначале хорошо представить план будущих действий. Первичность и вторичность – понятия соотносительные.

4.Сознание человека выступает реально существующим комплексом многообразных идеальных явлений, представляющих собой продукт развития природы и общества, функцию мозга, отражение действительности!

5.Сознание имеет относительную самостоятельность своего существования и развития, оно активно воздействует на познавательную, практическую и преобразовательную деятельность людей.

6.В профессиональной деятельности нельзя исходить из суммы раз и навсегда приобретенных ранее знаний (знаний на всю жизнь не хватит). Учение о материи и сознании свидетельствует, что это категории развивающегося знания, которые необходимо пополнять в течение всей жизни.