Персоналии

Декарт Рене(1596-1650)-французский философ, математик, физик, физиолог.

В основе его философии - дуализм души и тела, двух субстанций - материальной (тело оно безжизненно - это телесный механизм) и духовно. Бог дал сознание, объединил душу и тело. Девиз Декарта «мыслю, следовательно, существую.» Материя делится до бесконечности, дух- неделим, это Бог, субстанция- причина самой себя и всего сущего. Субстанции даны Богом.

Основной принцип философии Декарта - все подвергать сомнению. Как рационалист он видел роль математики в науке, отмечал достоверность исчисления величин.(См декартову систему координат) . Получаемые знания через органы чувств называл сомнительными.

Декарт создатель дедуктивного метода познания. Дедукция- это движение мысли от общего к частному, она необходима для проверки интеллекта, с помощью ее получается система научного знания. По его мнению она необходима для отказа от старых догм и построения новой науки, корнем которой является метафизика (философия), ствол составляет физика, а ветви- это медицина, механика ,этика и др. науки, приносящие пользу. Залогом объединения наук выступает метафизика.

Основные положения дедуктивного метода Декарта:

- начинать с несомненного, очевидного;

- делить целое на столько частей, какое необходимо для рационального решения задачи;

- начинать с простого и идти к сложному;

- постоянно проверять правильность умозаключений.

Основные работы: «Мир или трактат о свете», «Рассуждения о методе», «Начала философии »

Беркли Джордж(1685-1753 г.г.) – английский философ, субъективный идеалист и агностик, епископ.

Выступал с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Ньютона о пространстве, как вместилище всех природных тел.

Для Берклии материя значит «быть-быть в восприятии» а если она не воспринимается, значит ее нет.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831 г.г.) немецкий философ, создавший на объективно – идеалистической основе – теорию диалектики ее систему и структуру, куда включил законы, категории и принципы. Нейтральное понятие диалектики – развитие, как развитие абсолютного духа, движение чистой мысли по восходящей линии (спирали). Категории диалектики (бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, явление, действительность, понятие, объем, идея), завершаются абсолютной идей.

Противоречие – внутренний источник развития.

Дал полное понятие науки. Вся наука построена на абстракции. Усвоить абстракции – значит понять язык науки. В голове всего учения лежит мировой дух, абсолютная идея. Идея развития легла в основу человеческой философии.

Основные сочинения: «Феноменология духа», (1907), «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» (1817) и др.

Фейербах Людвиг(1804 – 1872) – создатель одного из вариантов антропологического материализма.

Фейербах видит в человеке природное, а не божественное существо. В центр философии у него поставлен чувствующий человек, он последователь антропоцентризма, человек – центр Вселенной.

Фейербах недоволен абстрактным мышлением Канта и диалектикой Гегеля, т.к. она была построена на идеалистической основе, он не увидел суть его диалектики и «вместе с пеной выплеснул и ребенка».

Фейербах в отличии от Гегеля концентрирует внимание не на тонкостях научного знания, а на вопрос «равномерности религии». Главный труд «Сущность христианства», в которой он видит тайну христианства в объективировании человеком своих собственных сил, придания им потустороннего характера.

В религии кроме недостатков он видит и достоинства, проходившего любовь, отношение к человеку с чувством любви. Он настаивает на понимании мира от материального к идеальному. В религии идеальном он видит зло, отвергая агностицизм , как в рожденные религиозные чувства.

В области социального, общественных отношений он был идеалист, материалист, рассматривающий только природу человека.

Основные работы: «Ценность христианства».