Знаешь ли ты этого покрытого человека? Нет. Это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца».

Насколько трудно бывает обнаружить ошибку в софистическом рассуждении, видно на примере первого из приведенных софизмов, известного под названием «Рогатый». В нём видимость логической правильности мыслительного процесса и истинности заключения достигается, во-первых, путем двузначного употребления выражения «не потерял». В первом предложении оно употребляется в смысле: «имел и не потерял»; во втором же – в смысле: «не имел и не потерял». Во-вторых, недоразумение связано с употреблением выражений «иметь рога» (как вещь) и «быть рогатым» (терпеть измену жены). Дважды, таким образом, нарушается требование логического закона тождества, согласно которому в правильном рассуждении каждое выражение тождественно самому себе.

Установка на различение формальных и содержательных ошибок является необходимым условием качественного логического анализа рассуждений.

Упражнения:

Чем обусловлена ошибочность рассуждений:

1. Эта статуя – художественное произведение. Но она твоя. Значит, она есть твое художественное произведение;

2. Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего;

3. Знаешь ли ты этого покрытого человека? Нет. Это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца.