-) Этический рационализм Платона
Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступать благородно, не зная, что такое благородство. Поступок морален, если совершается осознанно и по внутреннему убеждению. Человек не должен вести себя хорошо потому что «все так делают» – в вопросах истины и добра нельзя полагаться на мнение большинства. Зло есть ошибка суждения, оно не может быть сознательным.
-) Эвдемонизм Аристотеля
Высшее благо человека определяется как «счастье» (эвдемония), но это не гедонистический, а «аретологический» (арете – «добродетель») эвдемонизм.
Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей арете (чем она в ценностном отношении выше, тем полнее достигаемая при этом степень счастья). Наивысшая степень эвдемонии – в «созерцательной жизни» – т.е. занятия философией. Для осуществления своей арете необходимы внешние блага – здоровье, богатство, общественное положение).
Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности :
-) этические арете – «середина между двумя пороками» (метриопатия) (■ мужество – между отчаянностью и трусостью, самообладание – между распущенностью и бесчувственной тупостью, кротость – между гневливостью и невозмутимостью);
-) дианоэтические (интеллектуальные) добродетели – правильная деятельность теоретического разума, их цель –
--) теоретическая – отыскание истины ради нее самой ;
--) практическая – установление норм поведения.
-) Гедонизм Эпикура
Главная задача – указать людям путь к счастью в сложных социальных условиях (■ пусты слова, которыми не врачуется человеческое страдание). Идея «тетрафармакона» – четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха (главный источник страдания) и указать путь к счастливой жизни :
-) «Бог не внушает страха» :
-) «смерть не внушает опасения» :
-) «благо легко достижимо» :
-) «зло легко претерпеваемо».
Нравственность выводится из потребности человека в удовольствии (гедонизм). Благо есть всё то, что порождает наслаждение, понимаемое как уклонение от страданий. Это приведёт к достижению спокойного и радостного умиротворенного состояния духа. Боги – не страшны, так как живут в другом мире.
Три вида удовольствия :
-) Природные и необходимые для жизни (к ним следует стремиться).
-) Природные, но не необходимые.
-) И не природные, и не необходимые.
Следует воздерживаться от вторых и третьих. Добродетельны и приятны только удовольствия, сообразные с природой. Высшая добродетель – благоразумие как результат самостоятельного выбора. Боги не определяют критерия нравственности и не выступают в качестве морального регулятора.
Наслаждения достижимы :
-) в движении (радость и веселье) ;
-) в покое (безмятежность и отсутствие страдания), то есть, невозмутимость, безмятежность (атараксия) есть счастье философа.
-) Этика стоицизма
Действия живого организма детерминированы стремлением к самосохранению (концепция «первичной склонности» или «расположенности»). Расположенность к близким приводит к уважению себя, а, значит, и к уважению других как носителей разума. Главная цель – жить согласно разумной природе, что соответствует счастью и добродетели. Нравственное действие «природно» оправданно и целесообразно для всякого живого организма, в котором природа полностью реализует свой разумный потенциал. Цель мудреца – его собственное совершенство, что соответствует совершенству космоса. Мудрец есть воплощение идеала, кто не мудр – порочен, т.к. все, что не благо, есть зло.
Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии, так как в мироздании господствует рок и судьба. Законы бытия неподвластны человеку. Соответственно, в качестве идеала провозглашалась апатия – стремление принимать свою судьбу как проявление благого промысла, т.к. знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности.
-) Категорический императив Иммануила Канта
Если теоретический разум – руководствуется познанием действительности, то практический разум есть теоретический разум, обогащенный практикой, понимаемой как первенство моральности поведения над вопросами научного познания. Человек внутренне чувствует границу добра и зла. Цель культуры – не в счастье, а в морали.
Императив – правило, содержащее объективное принуждение к поступку, зависящее от свободного выбора человека.
-) Гипотетический императив (зависим от условий и изменчив) – легален с точки зрения нравственности (равен разумному эгоизму) оправдан несовершенной моралью и вытекает из эмпирической человеческой природы, когда за добром ждут благодарности.
-) Аподиктический императив (категорический) – (априорная форма всеобщего морального закона) – независим от эмпирических побуждений, его основа – трансцендентная человеческая природа – нравственность ради нравственности, а не из-за частных целей. Добро творится ради добра в состоянии свободы от собственной заинтересованности, т.е. действовать свободно, значит действовать независимо от своей физической природы : ■ «Поступай так, чтобы максима [субъективное правило] твоего поведения могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
В основе поведения человека лежит свобода воли, которая не детерминирована природой.
(■ спасение утопающего – поступок и легальный, и моральный, но различия – в мотивах. Человека спасают не для того, чтобы прослыть нравственным человеком, но из-за следования нравственному долгу, соответственно, в случае моральной мотивации следует испытывать отвращение к тому человеку, которого спасаешь).
Цель истории :
-) из состояния природы перейти
-) к состоянию свободы (мир без войн и конфликтов как всеобщая правовая конфедерация народов).
-) Этика В.С. Соловьёва
Этические постулаты :
-) независимость этики от религии (т.н. автономная мораль) ;
-) этика совместима с детерминизмом, выбор в пользу добра предопределён.
Человек – это не животное, т.к. есть
-) стыд – удерживает человека от неумереных наслаждений (■ «я стыжусь, следовательно, существую»). Но стыд ведет к аскетизму, что неправильно.
-) Жалость и милосердие приводят к альтруизму, но нравственность и на этом не построишь (■ развратник, обжора и пьяница может быть добрым и сострадательным).
-) Благоговение (перед обществом, народом, семьей, религией, предками, детьми). Жить – чтобы творить добро, веря в его значение, обязанность и величие (■ обвинения в адрес Соловьёва в антихристианском добре, так как он выводит Бога из понятия Добра).
-) Любовь – максимум реализации нравственности – «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни». Призыв установить любовное (гармоническое) отношение человека к природе и космосу.
Три вида любви :
-) Больше даёт, чем получает (нисходящая), построена на жалости и сострадании, любовь родительская, которая, перерастая родственные отношения, создает Отечество.
-) Больше получает, чем даёт (восходящая), опирается на благодарность и благоговение любовь детей к родителям, которая, выходя за пределы семьи, рождает представление о духовных ценностях.
-) Уравновешенность – полнота жизненной взаимности, связанная с жалостью и благоговением.
Чувство стыда пронизывает половую любовь и создаёт расцвет индивидуальной жизни, состоящий в преодолении эгоизма, который губит личностное начало, выдвигая на первый план животность. Половая любовь есть :
-) не физиологическое соединение – так как оно не может воссоздать цельность человеческого существа, соответственно, против деторождения, так как происходит вымещение одного поколения другим и потомки живут за счет предков (к тому же деторождение не даёт бессмертия), а
-) платоническая, духовная любовь – обращает любящих друг друга мужчину и женщину в одного цельного человека, соединяя их в Боге.
Пять путей любви :
-) адский – не говорит о нём (видимо, мастурбация) ;
-) животный – неразборчивое удовлетворение полового влечения ;
-) брак – человек отвергает животность и принимает норму разума ;
-) аскетизм – умерщвление плоти, ангельское бытие, но это не высший путь любви ;
-) божественная любовь – есть целый человек в соединении мужского и женского начал, что приведет к появлению сверхчеловека, богочеловека, выходящего за границы данного существования.