Идеология как матрица социально значимых смыслов

Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются :

-) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый образ действия, вошедший в привычку (П. Бурдье) ;

-) через понятие «идеологический фантазм» (С. Жижек) ;

-) как «вторичная семиологическая система» (Р. Барт) ;

-) как «метарассказы», претендующие на истинность (Ж.‑Ф. Лиотар) ;

-) через понятие «взгляд» как до‑аналитический когнитивный акт, до-мыслительное ощущение того, как функционирует окружающий мир (Т. Совелл) ;

-) разрешение проблемы презентативности мира в сознании человека преподносится через понятие «жизненный мир» в котором поток явлений унифицируется субъектом в форму смыслосодержательной системы (Э. Гуссерль) ;

-) идеология позволяет выдать желаемое за действительное путём синтезирования того, что люди знают (факты) и того, что они хотят знать (ценности), подводя таким образом соответствующую мотивацию под убедительные для большинства стандарты оценок (О. Балабан) ;

-) «идеологический дискурс публичной сферы» возникает в любом обществе в силу существования в нём объективной потребности в интерпретации сообщений в «общественно-преобладающих» смыслах (А. Гоулднер) ;

-) как «коммуникативный разум» (Ю. Хабермас) ;

-) через понятие «роднящий дух» (Е.С. Шевченко).