Дискуссия о перспективах развития идеологий

-) Концепции «конца идеологий»

Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общественной группой с определенными целями.

--) Теория деидеологизации(Д. Белл, Э. Шилс, Л. Фойер, С. Липсет, З. Бжезинский, К. Мангейм) – идеология – форма ложного, мифологизированного сознания, скрывающая истинное положение вещей, в связи с чем на смену идеологиям придёт социальная наука.

--) Социальный позитивизм (Т. Гейгер, Э. Топич, Г. Альберт) – идеология есть ценностное коллективное бессознательное определенных групп, затушевывающее реальные условия бытия общества. При этом допускалась возможность, вооружившись позитивистским научным методом, адекватно познать социальную реальность.

--) Либеральные философы (И. Берлин, Д. Боуз, К. Поппер, А. Ренд, Р. Рорти) – общественные науки должны развиваться в свободном от идеологических постулатов, принципов и пристрастий режиме. Идеология как форма мистифицированного отражения действительности должна отмереть, освободив место «вечным», «общечеловеческим» либеральным установкам.

--) Концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма)– с окончанием «холодной войны» мир приблизился к конечной точке идеологической эволюции человечества, которая выражается в повсеместном распространении демократии и либерального мировоззрения. После окончательной и полной победы либерализма необходимость в существовании других идеологий полностью отпадёт.

 

-) Концепции «вечности идеологий»

--) Теория реидеологизации (Дж. Лодж, А. Винер, О. Лемберг, Я. Барион) – цель идеологии – выполнение общественно-значимых функций управления, воспитания, мировоззренческого самоопределения человека и социальных групп. Идеология служит государственным интересам, она обосновывает и утверждает авторитет власти, а составляющие её философские основы коренятся в чувстве веры.