Философия эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась религиозными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику. В эпоху Возрождения гуманисты обратились непосредственно к первоисточникам. Причем в основе широкого возрождения классики лежало стремление не просто к имитации, но к обновлению, к построению новой культуры.

Личностно-материальное понимание мира – всё существующее понимается в проекции на человека (антропоцентризм). Мир рассматривается лишь как потенция Бога, но Богом лишь задан импульс, вслед за которым следует саморазвитие природы, где человек является венцом ее творения.

Появление гуманизма – признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье, что предполагало идею активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея). Утверждается право на истину и на ее поиск с помощью теории двойственной истины (Н. Кузанский, Г. Галилей), в соответствии с которой провозглашались права человеческого разума на самостоятельное исследование с ограничением влияния церковной догматики.

Происходит реабилитация человеческой природы, постулирование творческой личности человека, который не подражает ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, творит рукотворно. Секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви возродили античную теорию «подражания природе» – мимесиса. Чтобы найти объективные критерии прекрасного, необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). Наблюдается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки и интеллектуальной деятельности, при которой утверждалась великая сила разума и логики.

Разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе, открытие бесконечной Вселенной. Делались попытки объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, который подчинен при этом причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Т. Кампанелла, Д. Бруно, Парацельс) разрабатывали проблему материи, находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии. Возрождается атомистическая концепция мира (Л. Валла, М. Монтень, Г. Галилей), появляются пантеистические мотивы (Н. Кузанский, Д. Бруно), когда из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, причем предполагалось, что целое (Вселенная) отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке как высшем совершенстве природы. Пантеизм как принцип отождествления Бога и природы в качестве движущей силы предполагал неотделимое от материи разумное начало.

Доминирование эстетического понимания мира над моральными и научными соображениями. Геометрически-структурное понимание мира. Антисхоластика – развенчание мнимых авторитетов и догм. Движение религиозной Реформации (М.Лютер, Я.Гус, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, Д. Уиклиф).