Цивилизационная (локальность развития)

Цивилизациятип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и общественно значимыми ценностями.

Цивилизационный культурно-исторический подход – социально-историческое развитие трактуется как история цивилизаций, имеющих локально-замкнутый характер.

-) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Исходит из идеи о различных культурно-исторических типах (цивилизациях), лежащих в основе славянского и западноевропейского миров на основе психического строя, религии, воспитания, характера культурной деятельности. Существует десять культурно-исторических типов – египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитский (аравийский), германо-романский (европейский), славяно-русский.

-) Цивилизационный изоляционизм К.Н. Леонтьева

Эволюционные законы зарождения, роста и гибели действуют и в рамках существования отдельных народов, наций и культур. Самобытность, сложность и разнообразие может породить только мощная государственная система путём насильственного структурирования социальной материи на ранги, слои, группы. Ослабление этого принципа ведет к смешению, однообразию и потере качественно-самобытных характеристик составляющих систему элементов. Если общество перестанет повиноваться деспотически организующей политической силе и будет стремиться заимствовать принципы развития иных народов, то последует падение этого государства, выражающееся в «расстройстве» свойственной ему государственной формы.

-) Культура против цивилизации О. Шпенглера

Различные культуры есть обособленные организмы, обладающие растительно-биологическими характеристиками. Эти характеристики детерминированы не только органической природой культур, но и ландшафтными особенностями среды обитания той или иной нации. Развитие национальных культур повторяет цикличность природных процессов – чередование времен года и биологические закономерности развития. Каждая культура проходит путь от развитой стадии (культура) к её деградировавшим формам (цивилизация). Существует восемь «плодоносных» и «мощных» культур – египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), культура майя, западноевропейская (фаустовская). Возможно также появление русско-сибирской культуры.

-) Цивилизационная концепция А. Тойнби

Цивилизация есть достигшая пределов самоидентификации культура, которая представляет собой большие в пространственно-временном плане общности. Количество цивилизаций – 21 (затем 13, в силу исключения «второстепенных» и «недоразвитых»).

Динамика развития цивилизаций определяется столкновением :

-) «вызова» – ставит под угрозу существование общества (ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил) и

-) «ответа» – творческое усилие людей, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию и демонстрирующее их свободу в условиях испытаний.

-) Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона

Разделение человечества на страны :

‑) «первого» (Запад),

‑) «второго» (социалистические государства),

‑) «третьего» мира (индустриально арьергардные страны Азии, Африки и Латинской Америки)

– устарело. Следует группировать государства, исходя не из политико-экономического устройства и не из уровня их промышленного развития, а ориентируясь на принадлежность страны к той или иной культуре или цивилизации.

Цивилизация – наивысшее и цельное культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им соответствующую степень культурной самобытности. Цивилизация связана как с общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи, социальные институты), так и с субъективной самоидентификацией. При этом цивилизационная идентичность будет играть все большую роль в будущем. Мир будет формироваться под влиянием взаимодействия 7-8 цивилизаций – западной, конфуцианской, японской, исламской, индусской, славянско-православной, латино-американской и африканской. В связи с чем неизбежны цивилизационные конфликты, которые будут разгораться на «культурных рубежах», разделяющих эти цивилизации. Мир, расколотый по цивилизационному основанию, поставит под сомнение вопрос о единственности западного пути глобализационного развития и будет пытаться избежать одномерности в своем развитии через эволюцию к цивилизационной многополярности.