Модели социального развития России

 

Историософия П.Я. Чаадаева

Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особая нравственная личность, наделённая своим особым путём развития, направляемого Богом и таинственными побуждениями людей.

Мир – делится на две части –

-) Восток – ум созидается ;

-) Запад – ум развивается (под началом католицизма и папы).

-) В России нет внутреннего единства, естественного развития, нет господства времени и истории, доминирует только географический фактор, ей свойственны равнины, пространство и неподвижность. Россия – вне истории, забыта Провиденьем, предоставлена самой себе, заблудилась на Земле. Россия не содействует развитию разума, лишь заимствует и подражает, она живет одним настоящим, а значит, общий закон развития отменён для России (■ «Черт догадал меня родиться в этой стране с умом и талантом !»)

Однако уже в «Апологии сумасшедшего» отсталость трактуется провиденциально, как потенциальная сила России. Страна огромна и провиденье поручило нас интересам человечества (■ «наша вселенская миссия уже началась») под эгидой Православной Церкви – смиренной и героической.