Индустриальное общество (модерн)

Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриальное общество основано на развитии крупного промышленного производства, ориентации на постоянно возрастающие объемы производства и потребления. Метафора машины применительно к обществу, обосновывала «механизацию» общественных связей и экстенсивно развивающуюся экономику. Человеку предоставлялась свобода от разного рода сословных, культурных и религиозных запретов и ограничений. Граждане национальных государств идентифицировали себя с обществом как национально-государственным целым, объединённым общими экономическими, социальными и культурными основами. В качестве образца берётся модель научного, «просвещенческого» образования, которое ведётся не от имени традиций, но от лица всеобщих законов разума, призванных воспитать законопослушных граждан.

С развитием экономических взаимосвязей между различными регионами планеты, с образованием единых национальных экономик в рамках государств, с распространением форм хозяйственной эксплуатации в промышленных объёмах, главным способом социального управления становится экономическое принуждение и политическое регулирование.

Характер перехода от традиционного общества к обществу модерна описывается как противопоставление :

-) «военного» и «промышленного» обществ (Г. Спенсер),

-) общности («Gemeinschaft») и общества («Gesellschaft») (Ф. Тённис),

-) «органической» и «механической» солидарности (Э. Дюркгейм),

-) феодальной и капиталистической общественно-экономической формации (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Признаки общества модерна :

-) создание промышленного типа общества на базе машинного способа производства ;

-) доминирование рационального восприятия сущности социума и природы человека в соответствии с научными принципами, использующими логическую аргументацию ;

-) легализация рациональных принципов контроля граждан за социально-политическими процессами, динамика развития которых воспринималась с позиций теории прогресса ;

-) формой социального взаимодействия являются не непосредственные, внеэкономические отношения, но социально-экономические взаимосвязи, опосредованные произведёнными вещами и функциональными ролями человека в обществе ;

-) статус человека определяется не происхождением, но его местом и ролью в системе общественного производства, что порождает экономически дифференцированную структуру общества.

Процесс становления индустриального общества повлёк за собой рост качества жизни, что, в свою очередь, сформировало новые потребности, связанные с увеличением требований к материальному комфорту. Религиозная доминанта мировосприятия, свойственная традиционному обществу, отошла на второй план, освободив место для рационального осмысления социальной реальности, выразившейся в возникновении идеологий.