Трансцендентальная философия Иммануила Канта

«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответствуют нашему знанию, то есть, мы познаём только то, что сами предопределяем в качестве возможного знания.

Всеобщность и необходимость положений науки и философии сообщаются знанию априорными, всеобщими и необходимыми формами чувственности (пространство и время) и рассудка (двенадцать категорий, разделенных на четыре группы – категории количества, качества, отношения и модальности), которые позволяют синтезировать чувственные данные : ■ «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувственных данных, то разум стремится выйти за пределы опыта и постигнуть абсолютное, что является предметом изучения трансцендентальной диалектики. Диалектика состоит в противоречивом характере умозаключений разума, в противоречиях, присущих его основным априорным идеям :

-) психологической (идее души),

-) космологической (идее мира как целого),

-) теологической (идее Бога).

Поскольку все эти идеи не могли быть обоснованы опытом и выражают фатальное стремление разума постигнуть непостижимое, постольку разум неизбежно впадает в заблуждения (противоречия, антиномии), пытаясь доказать реальность этих идей.