Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга

Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и противоположность субъекта и объекта (прообразом является полярность полюсов магнита). В природе существует духовная, но не мыслящая «мировая душа» как единая живая сила, превращающая противоположности в единство.

Система трансцендентального идеализма отвечает на вопрос о том, как субъективное становится объективным. Субъективное «Я», повинуясь «интеллектуальной интуиции», пользуется логическим мышлением, которое носит рассудочный характер и, применяя умозаключения и доказательства, повинуется закону противоречия. Разум непосредственно усматривает в вещах единство противоположностей через непосредственное постижение предмета в интеллектуальном созерцании, доступной искусству как высшей форме познания.

Философия тождества – ни субъект, ни объект не могут быть приняты за исходное основание мироздания, так как их различие является произвольным, возникшим в ходе развития первоначала, которое, не будучи ни субъектом, ни объектом, должно быть понято как их абсолютное тождество. Движущая сила развития – бессознательное стремление мирового духа возвыситься до мыслящего существа.