Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Основания философии :

-) Реальность есть бесконечный дух.

-) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика.

-) Диалектика «спекулятивна» (повторное утверждение положительного через отрицание отрицания).

«Феноменология духа» – попытка понять субстанцию как субъект. Первичное – всеобщность, а не единичность. Субстанция не неподвижна, она – саморазвивающееся начало. Причина развития субстанции лежит в ней самой. Предмет познаваем, т.к. его сущность носит духовный, логический характер. Диалектика понимается как способность чего‑либо быть причиной собственного изменения. Соединение субстанции и предмета т.е. мир пребывает в изменении и это его свойство, мир динамичен, он прогрессирует. Возможность раскрытия законов развития мира обусловлена тем, что в основе мира лежит дух, т.е. мир духовен (■ мы можем объединить пространство и время только в сознании).

Дух – это сознание, разум человека, понятый как самостоятельная субстанция. Разум есть родовая, а не индивидуальная способность, т.е. мы разумны в той степени, в которой мы приобщены к миру, т.е. там, где мы соединены с целым. Дух – саморазвивающая себя мысль, т.е. за всеми телесными оболочками стоит мысль, за беспорядочными фактами истории угадывается мысль.

Принцип тождества бытия и мышления. Вещи созданы в силу идеальных побуждений. Мир создан предшествующими поколениями людей, следовательно, дух – не в человеческой голове, дух – в вещах, в окружающем мире. С помощью сознания мы проникли в мир вещей и выявили в нём идеальное существование, т.е. идеальное знание присутствует в вещах.

Диалектическое развитие претерпевает стадии :

-) тезиса («абстрактная, или рассудочная сторона»),

-) антитезиса (диалектическая, или негативно разумная сторона»),

-) синтеза («спекулятивная, или позитивно разумная сторона»).

Развитие организмов ■ «исходит из самого себя, из внутреннего неизменного принципа, из простой сущности, существование которой как зародыша сперва оказывается простым, но затем благодаря его развитию в нем появляются различия, которые вступают во взаимодействие с другими вещами и таким образом в них происходит состоящий в непрерывных изменениях жизненный процесс».

Развитие есть плод постоянной борьбы противоположностей, ■ «движение вперед от несовершенного к более совершенному», причем несовершенное есть ■ «нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противоположность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление».

В процессе развития противоречивое единство раздваивается на противоположности. Их борьба и столкновение приводят к «снятию» противоречия, благодаря чему происходит ■ «жизнь настоящего духа», представляющая собой «кругообращение ступеней». Противоречия есть то, ■ «что на самом деле движет миром»

Схема гегелевской философии :

I. Логика

-) Бытие (качество, количество, мера).

-) Сущность (сущность, явление, действительность).

-) Понятие (субъективность, объективность, идея).

II. Философия природы

-) Механика (пространство и время, материя и движение, абсолютная механика).

-) Физика (физика всеобщей индивидуальности, физика особенной индивидуальности, физика тотальной индивидуальности).

-) Органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животный организм).

III. Философия духа

-) Субъективный дух (антропология, феноменология, психология).

-) Объективный дух (право, мораль, нравственность).

-) Абсолютный дух (искусство, религия, философия).