Философия иррационализма Артура Шопенгауэра

В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных сил притяжения и отталкивания до высших форм органической жизни, и главное – путём создания объекта в восприятии субъекта.

На определённой ступени развития воли возникает мир с присущими ему формами (субъектом, объектом, пространством, временем, множественностью, причинностью).

Субъект – (воля) – целостен и находится вне времени и пространства.

Объект – (представление) – множественен и существует посредством априорных форм пространства, времени и каузальности.

Форма объекта – «закон достаточного основания» :

-) закон бытия (для пространства и времени) ;

-) закон причинности (для материального мира) ;

-) закон логического основания (для познания) ;

-) закон мотивации (для человеческих действий).

Человек создает в своем сознании иллюзорный мир, в котором действие сокрытой в нем воли вынуждает его сквозь боль и страдания стремиться к осуществлению своих бесконечных желаний. Человек – игрушка в руках слепой иррациональной воли, однако он может осознать иллюзорность мира и признать бесполезность своих страданий только путем отречения от собственной воли, от своих желаний и от стремления к сохранению своего существования, от «воли к жизни».

Освободиться от деспотизма воли и прийти к ее отрицанию можно :

-) через эстетическое созерцание – в эстетическом экстазе человек на миг забывает о своих страданиях, сбрасывает с себя ярмо вечно вожделеющей воли и сливается с объектом познания, воспринимая вещи такими, как они есть, вне времени, пространства и вне причинно-следственных связей с другими предметами, когда можно «постигнуть истинную сущность вещей, жизни, бытия» ;

-) путём аскезы, что выражается в альтруистическом отношении к людям, основанном на любви, доброжелательности и сострадании.