Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева

Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало.

I. София (первообраз многообразия мира) есть Абсолют, Бог. Логос – божественный замысел, закон и метод осуществления любой вещи, утвердившийся в других вещах в акте творения. Логос воплотился в Христе, который есть симбиоз Логоса и Софии.

II. Сущее (начало всякого единства) – воплощается в благе, истине и красоте. Человек есть вершина творения, в нём природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область Абсолютного. Человечество как целое есть единство. Богочеловеческий процесс приведёт к восстановлению «цельного человека» через любовь как внутреннее чувство. Любовь ведет весь мир через человека к осуществлению всеединства всего сущего, в том числе материи, в Боге (пантеизм и спинозизм).

III. Мир вещей (бытие) – природа, которая

-) множественна, что выражается во взаимном вытеснении, вражде и борьбе ;

-) едина – благодаря Мировой душе.

IV. Хаос, несовершенство, время и пространство разорваны, тюрьма для человека, «выпадение» из лона Абсолюта.

Однако мир движется по пути к совершенству, это есть процесс собирания Вселенной. Цель мирового процесса – утверждение царства Бога и всеобщее воскресение и восстановление всех.

Абсолютное – единство всего, что существует, это последняя основа всякого бытия. Абсолют – единство себя и своего отрицания. Абсолютное начало есть любовь (как самоутверждение существа и утверждение им другого). Мир единосущен Богу, соответственно, ещё и в дочеловеческой природе мир отмечен грехом и неправдой (■ против постулатов христианства, в соответствии с которыми зло вошло в мир через человека).

-) Абсолютное – вечный божественный мир, сфера вечных идей, но в нем – источник зла (эмпирическое зло вытекает из зла метафизического).

-) Другое – видимый мир, «абсолютно становящееся», он подчинен времени и конечен. Это «другое» Бога, несовершенное бытие.

Материальный мир – только другое положение и перестановка элементов, пребывающих в мире божественном (■ против христианской метафизики о творении мира как создания нового).