Разновидности неогегельянства

-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав принципом историцизма в форме создания новой философии Абсолюта, в удерживаемой самотождественности которого находили примирение порождаемые его самореализацией противоположности. Абсолют при этом понимался как вневременная полнота бытия и совершенства.

-) Итальянский историцизм (Б. Кроче, Д. Джентиле) – абсолютизация движения духа в противовес законченности системы. Дух как единственная реальность, развёртывает своё бесконечное содержание в историческом процессе, вне которого нет ни идеи, ни природы. Движение духа не диалектично, но происходит в замкнутом круге его основных форм.

Основные формы духа :

-) истина (логика) ;

-) добро (этика) ;

-) красота (эстетика) ;

-) полезная целесообразность (экономика).

Дух имеет две составляющие :

-) теоретическая – эстетика (направлена на единичное) и логика (схватывает всеобщее) ;

-) практическая – экономика (проблематика индивидуальных целей) и этика (проблематика общего блага).

Диалектика выражает внутренний ритм исторического бытия как развёртывания духа, это есть способ теоретического воспроизведения процесса возникновения идеального на основе внутреннего саморазличения реального. Историческое сознание выступает как высший синтез теории и практики, мысли и действия. История есть история индивида, поскольку он универсален, и есть история универсального, поскольку оно индивидуально (Б. Кроче).

Затруднения гегелевской философии связаны с мистической идеей восхождения от абстрактного к конкретному, но абстракции сами по себе бесплодны. «Мыслящее мышление» как действительный субъект мышления – единственный творческий принцип, обладающий подлинной конкретностью. Субъект диалектики – «трансцендентальное Я», которое, объективируясь в бесконечном множестве предметных содержаний, само остаётся неопредмеченной чистой субъективностью, «чистым действием», «актом в акте». Философская рефлексия превращает всякую объективность в результат деятельности трансцендентального субъекта, разоблачая иллюзию трансцендентности – независимого бытия природы, общества и Бога. «Трансцендентальный тоталитаризм» предполагает преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Государство – «внутри человека, а не между людьми», поэтому не существует никаких пределов вмешательству государства в частную жизнь граждан, так как оно есть высшее воплощение нравственной идеи (Д. Джентиле).

-) Немецкая культур-ориентированная традиция (Р. Кронер, Г. Глокнер, Т. Литт) – попытка соединения гегелевской диалектики с «философией жизни», где развитие культуры отождествлялось с процессом развёртывания Абсолюта. Абсолют сам утверждает себя в каждой высказанной о нём мысли, но не может быть полностью помыслен в мысли, будучи сам мыслью.

Диалектика трактуется как

--) рациональное схватывание иррационального (Р. Кронер) ;

--) единство «рациональной рассудочности» и «иррационального духовного содержания» (Г. Глокнер).

Сущность и смысл культуры коренится в потребностях человеческого духа, во внутренне присущих духу противоречиях (природное и божественное, чувственное и разумное, единство и множественность). Культура как целостность своих частей есть завершение для-себя-становления, самоосуществление сознания. Философия есть культура, постигшая самое себя (Р. Кронер).

-) Французская экзистенциализированная версия (А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит) – интерпретация гегелевской философии с использованием идей марксизма и экзистенциализма как «радикальный и сознательный атеизм». Ядро учения Гегеля – «философия духа», которая представляет собой подлинную «онтологию жизни и выявляет всеобщие характеристики человеческого существования (Ж. Ипполит).

■ «Вполне возможно, что будущее мира, а следовательно, смысл настоящего и значение будущего действительно зависят в конечном итоге от того, каким образом мы интерпретируем сегодня гегелевские сочинения» (А. Кожев).

Дуалистическая онтология

-) мир природы – не-диалектичен, он нейтрален и равен себе самому ;

-) человек – диалектичен, он устанавливает связи с ничто, выражая в действии собственную волю не быть (желание быть другим), то есть, неизбежна определённая мера включённости «ничто» в «сущее». За понятием абсолютного духа стоит человек и его конкретная история. Бытие говорит о самом себе посредством дискурса, который человек ведёт о Бытии (А. Кожев).

-) Русская религиозная феноменология (И.А. Ильин) – философия Гегеля мыслится как исходный пункт создания «содержательного метафизического мировоззрения» и в качестве основания для разработки универсальной феноменологии религиозного опыта.