Философская антропология

 

Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, социологии, этнологии.

Человек :

-) способен отрешиться от давления биологических потребностей ;

-) дистанцироваться от окружающей среды ;

-) принцип существования человека – внежизненный дух, который тормозит и сублимирует органические влечения ;

-) «эксцентричность» человека – способность выхода из непосредственного существования за счёт всей организации человека (М. Шелер).

Источник человеческой деятельности – в биологической «недостаточности» человека (несовершенство органов, редукция инстинктов, конституционная неопределённость). Человек не укоренён в природе, он есть лишённое прочной позиции животное. Человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции, его переполненность восприятия неспецифическими раздражениями вызывает их «разгрузку» посредством :

-) культуры как символической обработки внешних данных, которая завершается в языке (это превращает человека в «культивируемое существо»), что позволяет снизить давление среды ;

-) институтов как заменителей несовершенных человеческих инстинктов (А. Гелен).

Синтетическая философия человека должна представлять собой синтез социально-культурных и органических форм его бытия посредством использования специфических терминов :

-) естественная искусственность – человек «ведёт» свою жизнь, то есть, становится тем, кем он изначально является ;

-) опосредованная непосредственность – человек живёт, сохраняя онтическую дистанцию к внешнему миру :

--) отношение к миру – опосредованное,

--) знание о мире – непосредственное ;

-) утопическое местоположение – человек лишён основания, поэтому ему нужны трансцендентные опоры, что создаёт специфически человеческую ситуацию, определяемую как «эксцентрическая позициональность» (Х. Плеснер).