Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма

Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихото­мии существования» («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :

-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими ;

-) мазохизм – подчинить себя другим ;

-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня ;

-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.

Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.